Confessor. Yes, I do. I believe and confess that Christ rose from the dead in the flesh, appeared to His disciples for forty days, telling them about the Kingdom of God, and then ascended before the eyes of His disciples. Without this faith, there is no Christianity. "... If Christ is not risen, then our preaching is in vain, and your faith is also in vain" (1 Corinthians 15:14).

   What prevents you from believing in this truth? Is the event unusual? People are not resurrected? Is this not in accordance with the natural order? But does the usual order concern the God-man, the incarnate Son of God? How can the question of a single fact be decided on the basis of many facts, but occurring on completely different grounds? Why can't your mind, if it has come any closer to a true understanding of death, accept the resurrection of Him Who destroyed the cause of death by uniting the Divine and the human? Why can faith in the Resurrection be unacceptable to your mind if you renounce the absurd understanding of life as matter in motion, and if for you the structure of matter is not exhausted by the "combination of atoms" and you recognize in the material world a spiritual imperishable basis? A little effort of mind and feeling will easily free you from the obstacle of accepting the truth of the Resurrection. And then you will feel the full force of the foundations on which this faith is established. It is based primarily on prophecies. The Bible speaks of the coming Savior in detail. The entire history of Christ's earthly life, with an indication not only of the events, but also of the places where they will take place, is told in them, as if by eyewitnesses. Second, the testimony of His disciples. These testimonies are filled with such power, breathe such truthfulness, that it is impossible not to believe them. Moreover, the whole history of primitive Christianity would have been completely absurd and inexplicable if the preaching of the apostles had not been based on an actual event. How, in fact, could one understand that thousands of people became Christians, accepted faith in the risen Christ, that is, something completely incongruous with reason, if the listeners did not feel in the words of the apostles the authentic testimony of eyewitnesses? How is it possible to explain martyrdom, the readiness to endure any kind of torture, if some preached a deliberate lie, and others for some reason believed this absurd lie?

   Если бы ничего иного нельзя было сказать в утверждение веры в Воскресение, то одной эпохи мученичества было бы достаточно, чтобы утвердить эту веру.

   Неизвестный. Подожди. Но почему ты совершенно обходишь молчанием новейшую теорию, что Христа вовсе не было, что это просто миф, созданный народной фантазией в течение нескольких веков?

   Духовник. Новейшая теория! Но, во-первых, этой новейшей теории без малого сто лет. Во-вторых, когда она появилась, не богословы, а историки, филологи и археологи -- словом, все европейские учёные отвергли её столь единодушно, что она безнадёжно сдана в архив. Ведь надо было для принятия этой "теории" вычеркнуть все памятники, все документы, всю историю, не только первых веков христианства, но и историю Римской империи. Не богословы, а историки и филологи, кропотливые кабинетные специалисты, изучившие каждое слово, каждую черточку в дошедших до нас памятниках, не могли отодвинуть время написания книг Нового Завета дальше конца первого века. Я не говорю об этой "новейшей теории" потому, что её современное извлечение из научного архива можно объяснить мотивами, ничего общего не имеющими ни с научной теорией, ни с богословием, ни вообще с какими бы то ни было исследованиями истины. Это возможно назвать на современном языке "агитацией" против Христа. Какое же нам с тобой до этого дело, когда наша цель узнать Истину, ибо без этой Истины жизнь для нас не имеет никакого смысла.

   Неизвестный. Пусть так, я слушаю твои рассуждения дальше.

   Духовник. Кроме этих, так сказать, внешних оснований для веры в Воскресение, могут быть ещё более твёрдые основания её -- внутреннего порядка.

   Воскресение Христа завершает дело Искупления и решает вопрос о зле, страдании и смерти. Воскресение -- это окончательная победа над злом, восстановление блаженства и упразднение смерти. Страдание человека и "стенание" всей твари, неизбежная смерть всего живущего, превращающая жизнь в безнадёжный хаос, в Воскресении получают своё разрешение. Путём Искупления достигается новое вечное бытие, вечное Царство Божие. Ты вспомни только изумительные слова Божественного откровения.

   "Мы, -- говорит апостол Петр, -- ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда". "Придёт же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" (2 Пет. 3, 13, 10). "А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится -- смерть". "...Да будет Бог всё во всём". "Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие" (1 Кор. 15, 24-26, 28, 51-53). "Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной... и отрёт Бог всякую слезу с очей их" (Откр. 7, 16-17).

   Неизвестный. Постой, постой. А как же ад? Ты говоришь -- всё новое, новое небо и новая земля, "Бог всё во всём", "отрёт всякую слезу"... А как же муки вечные, плач и скрежет зубов? Те-то слезы никто не ототрёт? Так они и останутся на веки вечные... Где же победа над страданиями? Где же твоя "абсолютная гарантия"?

   Духовник. Да. Страшен вопрос о вечных мучениях. Но и здесь главная трудность лежит всё в той же нашей порабощённости земному. Под словом "мучение" мы разумеем страдания, подобные нашим земным страданиям. Но "муки вечные" -- нечто совершенно иное. Ты должен всегда помнить, что они не есть внешнее "наказание", а есть как бы неизбежное следствиегрешного состояния души, окончательно возлюбившей зло, избравшей себе путь вне Бога. Это не боль физическая и не скорбь душевная, известные здесь, а совершенно особое состояние, которое есть вечная смерть. Не потому будет оно, что Бог не даёт грешным прощения, а потому, что они в свободном своём произволении встанут вне Бога.

   Всё сделал Господь, чтобы люди могли спастись. Он дал им всю возможность для этого. За них Своей Божественной волей, то есть лишив их свободы, Он сделать их участниками спасения не может. После смерти неведомый нам процесс в смысле окончательного самоопределения души к добру или злу, очевидно, будет продолжаться до Страшного Суда, -- ибо действенны здесь молитвы Церкви. И вот после Страшного Суда, когда окончательно определится душа человеческая в свободном произволении своём к добру или злу, -- как следствие этого свободного самоопределения принявшая зло как окончательное своё состояние, -- она будет пребывать в ужасающем, непостижимом для нас состоянии вечной смерти. Во всём будет Бог. Всё бытие будет заключено в нетленное Царствие Божие. Всё придёт в безусловную гармонию. А что вне Бога, то не будет бытие, а как бы его отрицание, не будет жизнью, а противоположностью ей -- вечною смертью.

   Неизвестный. Трудно всё это принять разуму человеческому.

   Духовник. Да, трудно. Мы поднялись с тобой к последним вершинам откровений. Оглянись назад и посмотри весь пройдённый путь... Пусть восстанет перед тобой во всём величии раскрытое в Божественном откровении. И пусть, наконец, в непостижимом для разума почувствуешь ты Божественную Истину. Пусть не для ограниченного сознания, а для беспредельного твоего чувствования откроется вечное Существо Божие. Ты увидишь тогда очами веры таинственное, непостижимое, предвечное рождение Сына от Отца и исхождение от Отца Духа Святого. Любовь Божию, восхотевшую спасти падший мир, воссоединить в новый союз Бога и человека, дать человеку жизнь вечную в Боге, ввести его в Царствие Божие, избавить его от рабства греху, от страдания и смерти. Ты поймёшь не умом, а тем, что выше ума твоего, как совершилось это великое дело: послал Бог Отец Сына Своего в мир, чтобы Он отдал Себя в жертву за грехи людские, и на Голгофском кресте совершилась тайна Искупления силою Любви Божественной. Воскрес Христос и возвестил миру благую весть о победе над смертью, ибо всех верных совоскресил с Собою. Можно ли сказать об этом прекраснее, чем сказано в Пасхальном песнопении: "Всю низложив смерти державу Сын Твой, Дево, Своим воскресением, яко Бог крепкий, совознесе нас и обожи, тем же воспеваем Его во веки".