Вот ответ на твой основной вопрос, и вот в каком направлении лежит разрешение твоих сомнений.

   Неизвестный. Не знаю, смогу ли я встать на эту точку зрения. Но что дело действительно в этом, теоретически я согласен.

   Духовник. Теперь будем говорить о свойствах Церкви, ни на минуту не теряя из виду открывшегося внутреннего её содержания. Оно при рассмотрении свойств Церкви начнёт облекаться в живой совершенный образ, где найдёт своё полное выражение и внутренняя сущность Церкви, и внешняя её форма.

   Неизвестный. До некоторой степени теперь я уже предугадываю твои слова.

   Духовник. Прекрасно. В этом тоже можно видеть подтверждение истины. Но с чего же начнём мы оправдание Церкви? Не с вопроса ли о её святости? По твоим словам, только в насмешку можно назвать Церковь святою, зная хоть сколько-нибудь её историю. Ты обвинял Церковь в насилии, обмане и прямых преступлениях. Но, говоря так, представляешь ли ты себе истинное учение о святости Церкви?

   Разве святая Церковь -- значит Церковь, состоящая из святых, совершенных, безгрешных людей? И разве тяжкие грехи отдельных представителей Церкви, хотя бы из состава иерархии, могут быть названы грехами Церкви? Это не грехи Церкви, а грехи их перед Церковью. Ты укажи мне хоть одно постановление церковного Собора, которое было бы "греховным" или содержало в себе "ложь, обман и преступление"? Святость Церкви не есть святость отдельных лиц. Это врачебница, исцеляющая своею святостью человеческие души, потому что не только совершенные и святые, а немощные и грешные люди её составляют. Как же понять святость Церкви и в то же время грехи людей, её составляющих? Какой образ раскрывается в Символе веры наименованием Церкви святой? Церковь святая потому, что глава её Христос; потому что она сосуд, вмещающий благодатные дары Духа Святого в святых своих таинствах"; потому что она даёт душе человеческой всё необходимое для того, чтобы спастись и достигнуть святости; потому что она есть истинное Тело Христово, где верующие соединены в таинственное живое единство любви; потому что всё, что есть святого в них, всё содержится в теле Церкви; потому что она, не отсекая падшие души, ведёт их к совершенству и тех, кто в каждом своём акте греха отрывается от Церкви, омывает и вновь воссоединяет в таинстве покаяния и в Божественной Евхаристии. То, что ты называешь "грехами Церкви", несовместимыми с понятием святости, -- есть грехи отдельных её представителей, которые не могут святую Церковь сделать грешной, потому что, поскольку они в грехе, постольку сами разъединены с Церковью.

   Неизвестный. Да. Я это понял уже.

   Духовник. Ты не признаёшь "соборности" Церкви и наименование это считаешь ложью на том основании, что Церковь всегда была прислужницей мирской власти. Говоря так, ты видишь перед собою те или иные злоупотребления, дававшие возможность мирской силе употреблять в своих целях внешнюю церковную организацию и отдельных её представителей. Но ты не видишь истинного образа Церкви и потому не чувствуешь соборности её сознания и действующего через эту соборность Духа Святого в её жизни. Не "прислужницей" мирской власти, а носительницей благодати Духа Святого была Церковь, когда соборный разум её осознавал догматы и непреложно утверждал непостижимые божественные истины веры. Этот соборный разум определил и всю внутреннюю жизнь Церкви святыми канонами, которые суть не мёртвые буквы человеческого законодательства, а живые веления Духа. Потому они и не могут быть отменяемы субъективным актом человеческого сознания и воли, но в то же время, как всё живое и Духом преисполненное в Церкви, могут в отдельных случаях восполняться, видоизменяться и временно приостанавливаться в своём действовании соборным сознанием.

   Бывают эпохи, когда носителями этого соборного сознания Церкви и выразителями велений Духа Святого было подавляющее меньшинство в Церкви, а большинство являлось носителями мирских, субъективных, нецерковных начал. И тогда, в порядке сверхъестественном, вершителем судеб Церкви в конце концов являлось это меньшинство, потому что оно было хранителем церковной истины. Церковь -- соборная не потому, что всегда была независима от воздействия на неё мирской власти и свободно управлялась своими представителями по указанию Соборов, а потому, что и под ужасающим иногда давлением этой власти она все же определялась и развивалась, как в области догматической, так и в области внутренней своей жизни, действующим через соборное сознание Церкви Духом Святым.

   Неизвестный. Это мне принять труднее, но допускаю, что и это так. По крайней мере, эту внутреннюю сторону я раньше совсем не принимал в соображение.

   Духовник. Ты сказал об апостольской преемственности церковной иерархии, что это сомнительно, но что ты не считаешь вопрос этот существенным. Почему сомнительно? Здесь и история, и предание Церкви чуть ли не поимённо сохранили наш преемственный ряд епископов, начиная с первых епископов, рукоположенных самими апостолами. И вопрос этот о преемственности имеет первенствующее значение. В нём один из существенных признаков истинной Церкви, ибо в этой преемственности залог неуклонного следования Церкви по тому пути, на который поставлена она через святых апостолов Господом Иисусом Христом.

   Неизвестный. Мне это не совсем понятно. Но не буду возражать и против этого.

   Духовник. И вот теперь я спрошу тебя: может ли такая Церковь не быть единой? Ты говоришь о "множестве" церквей. Но что доказывает это множество? Не то ли, о чём предостерегает Спаситель, сказав, что "многие придут под именем Моим, и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят" (Мф. 24, 5). Не назвал ли Он Церковь Свою "малым стадом"? Не сказал ли Он: "...Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?" (Лк. 18, 8). "Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, -- не верьте" (Мф. 24, 23). Сколько будет отпадений, сколько искажений, какое внешнее торжество заблуждений и лжи. Но истинная Церковь будет едина. Сколько ветвей отпадёт от лозы совсем, сколько будет едва держаться не вполне оторвавшимся краешком, и только одна истинная Церковь останется на ней спелой гроздью. Святая, Соборная и Апостольская Церковь -- хранительница истины и благодатных даров Духа Святого -- не может разделиться на несколько частей. Такая Церковь может быть только одна.

   Неизвестный. Но как же узнать её? Ведь каждому кажется, что его Церковь -- та одна истинная Церковь, о которой говоришь ты. Где признаки этой Церкви?