Неизвестный. Да. О таинствах вообще кончил. Но о каждом в отдельности могу сказать очень много.

   Духовник. Это после. Рассмотрим сначала сказанное тобою о таинствах вообще. Ты находишь таинства "неразумными", потому что Божественная сила может оказывать помощь человеку непосредственно и не нуждается во внешних священнодействиях. Но что разумеешь ты под словом "непосредственно"?

   Неизвестный. Человек мог бы в молитве просить этой помощи, и Бог мог бы её дать. При чём тут купание в воде, просфора с вином, медные короны? Неужели без этого нельзя? Неужели Богу действительно нужны все эти ваши побрякушки и церемонии?

   Духовник. Ответь мне на вопрос: зачем нужно было человеческую душу облекать в тело и вообще создавать материальный мир? Разве Бог не мог бы создать только душу и сделать еёнепосредственно участвующей в Божественной жизни?

   Неизвестный. Ты задаёшь вопрос, на который ответ невозможен. Ведь сам ты говорил раньше, что возможно постигнуть цель уже созданной Богом жизни, но зачем она создана и зачем эта цель перед нею поставлена, совершенно невозможно знать человеку, потому что это тайна внутренней жизни Самого Господа Бога, нам не открытая.

   Духовник. Прекрасно. Ты понял меня совершенно верно. Но почему ты забываешь об этом, когда говоришь о таинствах?

   Неизвестный. Не понимаю, что общего между тем и другим?

   Духовник. Общего очень много. Ты спрашиваешь, зачем нужны вещественные, видимые, осязаемые формы для передачи человеку благодатной Божественной силы. Я отвечу тебе прямо: не знаю. Но так же не знаю, как не знаю, зачем Бог восхотел бытия вещественного мира и создал не один только мир духовный, но и мир телесный, вещественный, видимый и осязаемый.

   Неизвестный. Я всё-таки не понимаю, что ты хочешь сказать?

   Духовник. Непостижимая и неоткрытая людям тайна, почему восхотел Господь создать видимый мир и облёк человеческую душу в телесную форму, нисколько не лишает нас твёрдой уверенности, что цель жизни этого уже созданного мира и человека нам известна -- она лежит в достижении единства с Божеством. Если ты рассмотришь сущность того единства в Боге, которое составляет цель жизни человека и его спасение, ты увидишь, что оно не есть единство только души, а всего человека. Всеобщее воскресение не есть воскресение только душ. Тело и дух в человеке -- не какие-то два противоположные начала. Они составляют нечто целое, единую человеческую личность. Так вот, если ты назовёшь бессмыслицей и ненужностью соединение души человека с его телесностью -- только тогда ты вправе назвать ненужностью и телесность таинств, то есть некую внешнюю форму для передачи Божественной благодати.

   Неизвестный. Я немного начинаю понимать тебя. Ты хочешь сказать, что внешняя сторона таинства необходима потому, что человек состоит из души и тела?

   Духовник. Да. Но надо понять это не как формальное внешнее требование, а со стороны внутренней, и тогда таинства перестанут тебе казаться пустыми церемониями.

   Неизвестный. Как же именно надо понять это?

   Духовник. Человек не только дух, но и вещество. Какова внутренняя связь и внутреннее соотношение души и тела человека с тем, что составляет его телесность, -- нам неизвестно. Но мы знаем, что благодать Божия должна проникнуть всего человека и напоены Духом Святым должны быть не только души, но и весь человек. "Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?" (1 Кор. 6, 15). И ещё: "...тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии" (1 Кор. 6, 19-20). Таинства и дают всему человеку Божественную благодать. Духом Святым через таинства наполняется не только душа человека как нечто отдельное или тело его как нечто отдельное, а весь человек в целом. Здесь так же необходимо и так же таинственно значение вещества, как и в личности человека. И здесь мы не знаем, какова связь и каково взаимоотношение внешнего вещественного начала в таинстве с его душой -- духовной сущностью, но знаем, что эта связь есть и что она нерасторжима. Мы не знаем, почему для одного таинства нужно вещество воды, для другого масло, для третьего вино и хлеб, мы не знаем, почему нужно произнесение определённых слов и совершение определённых действий, но мы верою непреложно постигаем, что это не есть нечто ненужное и внешнее, а как бы телесность таинства, которая необходима, чтобы преподаваемая благодать наполняла Духом Святым всего человека: и его душу, и его тело, и ту непостижимую связь между ними, которая заключена в единой человеческой личности.