В таинствах мы видим величайшее проявление Божественной любви, которая снисходит к нам, несмотря на всё наше растление -- и духовное, и телесное, -- и принимает нас в своё лоно в полноте нашего человеческого бытия. Эта любовь, снисхождение и милосердие дают нам благодатную силу в вещественных, осязаемых, внешних формах, которые объемлют всего человека, а не только его дух. Таинства -- это благодать Божия, которая, подобно душе человека, облечена в таинственную телесность. В эту телесность облёк Господь свою силу, снисходя к падшему и искупленному человеку, дабы весь он стал, по слову Иустина-мученика, "сыном Всевышнего".

   Неизвестный. Значит, без этой внешней формы непосредственное действие благодати и перерождение души человека невозможны?

   Духовник. Да. Но здесь необходимо сделать одну оговорку. Она имеет отношение ко всем таинствам вообще. Таинство -- это необходимое внешнее священнодействие для передачи Божественной благодати -- такой общий и непреложный закон. Но всегда надо помнить, что там, где благодать, -- там по воле Божией возможны исключения. В отдельных случаях, когда это угодно Богу, благодать может быть преподана без установленных внешних священнодействий. Принципиально эта возможность относится ко всем таинствам. Я приведу тебе несколько примеров.

   Как общее правило можно утверждать, что крещение водою и Духом обязательно для присоединения верующего к Церкви, но в отдельных случаях мученики делались членами Церкви и без этого внешнего священнодействия. В древности Дары Духа Святого преподавались верующим через возложение рук. Но не было возложения рук на 120 мужей, на которых сошёл Дух Святой в Иерусалиме. Сотник Корнилий прежде крещения и прежде возложения рук был исполнен Духом Святым.

   Подобные исключения, возможность которых надо принципиально допустить в каждом таинстве, должны рассматриваться как особые, по воле Божией совершающиеся действия Его благодатной силы и нисколько не колеблют общего учения о таинствах и непреложность закона о необходимости, для передачи благодати Божией, определённых внешних священнодействий.

   Неизвестный. Положим, так. Но почему же тогда эта "телесность" таинств не дана Богом как нечто определённое и неизменное? Откуда люди сами узнали, что именно такие-то действия надо совершать так-то и слова надо произносить именно эти, а не другие? Ведь, в конце концов, всё это человеческие измышления!

   Духовник. Ты был бы совершенно прав, если бы формы таинств создавались вне Церкви отдельными людьми. Но ты опять, по-видимому, забыл всё, что говорили мы с тобою о Церкви. В Церкви глава Христос, и она вместилище Духа Святого. Поэтому действие в ней силы Божией продолжается. Ты спрашиваешь, откуда люди взяли, как надо совершать таинства, какие надо совершать действия и произносить слова? Это сказала Церковь. В Слове Божием даны основные начала всех богооткровенных истин. Но дальнейшее их развитие, являясь по источнику своему столь же Божественным, раскрывает эти истины в их полноте. Как выросшее, цветущее и дающее плод растение всё содержится в зерне, но зерно и выросшее растение -- не одно и то же, так и догматы Церкви, всё учение о благодати, весь внутренний порядок церковной жизни содержатся в Слове Божием, но Символ веры, учение о таинствах и святые каноны -- не то же самое, что зерно их в Слове Божием, хотя все они содержатся в этом зерне. Всё, что имеет Церковь, создано силою Духа Святого уже в процессе земной её жизни.

   Неизвестный. Не понимаю, зачем для откровения нужен процесс? Почему нельзя было сразу всё это открыть людям, как сразу открыть им нравственный Евангельский закон? Разве не более убедительно было бы, если вся истина была бы сразу открыта людям?

   Духовник. Ты опять забываешь, что Церковь -- не пустая форма, совершенно безразличная сама по себе, в которой, как в сосуде, содержится сила Духа Святого. Церковь -- живое Тело Христово, возглавляемое Им и напоённое Духом Святым, значит, и люди, как члены этого Тела, являются действующими в ней. Отсюда некоторое определённое соотношение между сверхъестественным началом и естественным земным процессом. Участие человека в деле развития Церкви и земное естественное её бытие сделало неизбежным постепенность её развития в зависимости от нравственного и духовного состояния людей, степени их веры, подготовленности сознания и целого ряда внешних условий. Отсюда понятна и разная форма таинств в разные века. Церковь живёт -- и потому изменяется. Но это не есть изменение тех или иных человеческих измышлений -- это живое изменение зерна, положенного в землю и постепенно выросшего в совершенное растение. "Вы Божия нива, Божие строение", -- говорит апостол Павел. И пока ты не проникнешься до конца настоящим пониманием учения о Церкви как сверхъестественном Теле Христовом, живущем в естественной земной среде, тебе всё будет казаться "странным", "неразумным", "человеческим", потому что ты будешь видеть во всём только человеческое.

   Неизвестный. Да. Ты рассуждаешь совершенно последовательно. И приняв основное положение, приходится принимать и твои выводы, хотя подчас это и очень трудно уму. Однако мои "частные" вопросы не могут быть решены твоими общими рассуждениями, и мне всё же придётся перейти к отдельным таинствам.

   Духовник. Я слушаю тебя.

   Неизвестный. Начнём с крещения. По вашему учению, таинство крещения -- это есть такое священнодействие, где при троекратном погружении в воду, с произнесением определённых слов -- человек родится свыше, делается другим человеком, присоединяется к Церкви, становится её членом. Не так ли?

   Духовник. Да, так.

   Неизвестный. Допустим, ты прав, что эта перерождающая всего человека благодать необходимо требует внешней формы: погружения в воду, произнесения определённых слов, то есть того, что ты называешь "телесностью таинства". Но спрашивается: неужели требуется только эта внешняя форма, только эта телесность?