О назначении человека

126

Любовь однополая онтологически осуждена тем, что в ней не достигается андрогинная целостность, разорванная половина остается в своей стихии, не приобщается к полярной ей стихии, т. е. нарушается закон полярности бытия.

127

См. «Sein und Zeit», главу «Das moegliche Ganzsein des Daseins und das Scin zum Tode».

128

См. Erwin Rohde «Psyche, Sellenkult und Unsterblichkeitsglaube der Griechen».

129

Учение Канта об антиномиях чистого разума – самое гениальное в его философии. См. «Kritik der reinen Vernunft». Die Antinomie der reinen Vernunft. Erster Wideestreit der transcendentalen Ideen».

130

См. его «Философию общего дела».

131

Emile Dermengem «La vie admirable et les révélations de Marie des Vallées».

132

См. Tixeront «Histoire des dogmes dans l’antiquité chrétienne». Тиксерон католик, но он очень объективен и признает, что Востоку была более свойственна идея всеобщего спасения. Западу же – идея ада.

133

В XIX веке своеобразным оригенистом был Jean Reynard. См. его книгу «Terre et ciel», где есть интересные мысли об аде, выраженные, как все у него, в форме диалога теолога и философа.

134

См. его изумительный роман «Monsieur Godeau intime». Это книга по пневматологии и метафизике, исследующая глубины сатанинские. Много также интересного у В. Блека [У. Блейка]. См. его «Le Mariage du Ciel et le l’Enfer» в «Premiers livres prophétiques».

135

«Я могу вызвать у него необычайную грусть, ни один ангел не утешит его без меня. И кто знает, не является ли любовь ко мне „грехом Бога“, его странной слабостью и не заслуживает ли любящий меня Бог того, чтобы разделить со мной ад, который он мне обещает? А ад не иначе как в самом горячем месте Божьего Сердца» (фр.).

136

См. мою книгу «Миросозерцание Достоевского».

137

В этом мое главное разногласие с Л. Шестовым.