Истина и откровение, Пролегомены к критике Откровения

[9] {Атман – } в древнеиндийской философии – всепроникающее духовное субъективное начало, "я", душа; {Брахман – } высшая объективная реальность, безличное абсолютное духовное начало, из которого возникает мир со всем, что в нем находится, не постигаемый обычным сознанием или различными рационально-умозрительными конструкциями, но лишь – высшей религиозной интуицией. Атман обычно противопоставляется Брахману, поскольку Брахман осознает себя и тем самым становится Атманом. {- Прим. ред}.

[10] {…герой в карлейлевском смысле… – } Томас Карлейль исповедовал "культ героев", отмеченных божественным предначертанием, являющихся духовными творцами исторического процесса и возвышающимися над "средней" массой. {- Прим. ред}.

[11] {Apriori (лат.) – } из предшествующего; в философии – знание, предшествующее опыту и независимое от него. {- Прим. ред}.

[12] {Адам Кадмон Каббалы – } первочеловек, сосредотачивающий в себе потенции мирового бытия. Бердяев рассматривает Адама Кадмона как трансцендентального человека. {- Прим. ред}.

[13] {Экзотерический – } от греч. "экзотерикос" – внешний – не представляющий тайны, предназначенный для непосвященных. {- Прим. ред}.

[14] {Коммюнотарный – } от франц. {commun – } община, коммуна. {- Прим. ред}.

[15] {Соборность}(кафоличность, цельность, внутренняя полнота) понятие, введенное А. С Хомяковым, трактовавшееся им как общий метафизичесий принцип устроения бытия, а именно как свободное единство основ Церкви в деле совместного понимания ими правды и совместного отыскания ими пути к спасению, единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной праведности. Концепция соборности развита в русской религиозной мысли (Вл. Соловьев, Е. Н. Трубецкой, о. П. А. Флоренский, Л. П. Карсавин, С. Л. Франк). См. исследование Бердяевым жизни и творчества Хомякова, а также первоистоков идеи соборности {(Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков}. М.: Путь, 1512). Бердяев в ряде случаев отождествляет соборность с коммюнотарностью. {- Прим. ред}.

[16] Polin в своей книге о творчестве ценностей отрицает, что ценность имеет отношение к Истине. Ценность для него не связана с реальностью. Истина же связана.

[17] Об этом я говорю в своей книге "О назначении человека".

[18] {Terror antiquus (лат.) – } древний страх. {- Прим. ред}.

[19] {Praxis (греч.) – } дело, занятие, польза; здесь: практическая деятельность. {- Прим. ред}.