Истина и откровение, Пролегомены к критике Откровения

[20] {Bas fonds (франц.) – } низменная сущность. {- Прим. ред}.

[21] Это хорошо понял Фр. Баадер.

[22] {Amor jati (лат.) – } любовь к року; у Ф. Ницше – радостное принятие судьбы сверхчеловеком. {- Прим. ред}.

[23] {Апофатика – } негативная теология, стремящаяся адекватно выразить абсолютную трансцендентность Бога путем последовательного отрицания всех его атрибутов и обозначений.

[24] {Кенозис Божества – } от греч. "опустошение". В эллинистической философии и восточной патристике – исхождение Бога в мир, творение мира. {Прим. ред}.

[25] {Эзотеризм – } от греч. "эзотерикос" – внутренний, тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвященных. {- Прим. ред}.

[26] {Gott, Gottheit (нем.) – } Бог, божество. Экхарт различал в боге Gottheit – божество как абсолют и Gott – первое обособление божества, Бог как личность. {- Прим. ред}.

[27] {Усия – } от греч. "первоначальный элемент, сущность, индивид". {Прим. ред}.

[28] Ориген не канонизирован и формально не входит в число отцов и учителей Церкви, хотя он и его учитель- Климент Александрийский предприняли попытку создать первую теологическую систему христианства. Григорий Нисский разделял во многом эсхатологические представления Оригена и его методы толкования Св. Писания. {- Прим. ред}.

[29] Ориген был известен большим трудолюбием и аскетизмом. После гибели отца он 16-ти лет взял на себя заботу о многочисленной семье. Обладая большими способностями, он уже в 18 лет был избран преемником главы Александрийской школы – Климента Александрийского, с 217 г. стал главой школы. Работая ночами, Ориген создал уникальный свод богословских и философских произведний из 6000 свитков. Вел аскетический образ жизни, воздерживался от вина и мяса, довольствовался самой скромной одеждой и жилищем. В результате гонений со стороны Александрийской и других Церквей переселился в г. Кесарию (Палестина). Во время гонений на христиан при императоре Деции был схвачен в Тире и умер в тюрьме от пыток. Созданный им огромный текстологический труд "Гекзапла" – сравнительный анализ 6 редакций Ветхого Завета на древнееврейском и в греческом переводе, а также сочинение "О началах", считаются одним из первых опытов систематизации христианской догматики. Эдиктом Юстиниана 543 г. и V Вселенским Собором в 553 г. учение Оригена о предсуществовании душ и о конечном всеобщем спасении, о смерти Христа как о выкупе диаволу и отрицание им физического воскресения были осуждены как ересь. {- Прим. ред}.