Истина и откровение, Пролегомены к критике Откровения

[30] Проводимая Кириллом Александрийским борьба с еретиками и иудеями отличалась крайней непримиримостью и жестокостью. Вплоть до 1881 г. над ним тяготело обвинение в подстрекательстве толпы фанатиков убить Гипатию знаменитую женщину – математика и философа. {- Прим. ред}.

[31] {Эсхатология} (от греч. "эсхатон" – конец во времени и пространстве, предел, конечная цель; "логос" – учение) – религиозное учение о конце света, смысле и завершении земной истории, конечных судьбах человека и человечества. {- Прим. ред}.

[32] Шанкара и Рамануджа развивали Веданту в монистическом направлении и признавали брахман как высшую и единственную абсолютную реальность. Однако Рамануджа в отличие от Шанкары полагал, что брахман охватывает и лишенную сознания материю, и обладающие сознанием индивидуальные души, причем то и другое реально, как часть брахмана, им управляемая, как его тело, но не тождественно ему. {- Прим. ред}.

[33] {Экзегеза – } от греч. "толкование" (текстов). {- Прим. ред}.

[34] {Сиантизм} (от франц. {siance – } наука) = сциентизм – возникшая в конце XIX в. концепция, основанная на представлении о научном, и прежде всего естественно-научном, знании как наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. {- Прим. ред}.

[35] Так, напр‹имер›, у Polin и мн‹огих› др‹угих› это восходит к Ницше.

[36] {Телеология} (от греч. "телеос" – достигший цели, "логос" учение, понятие) – учение, согласно которому все в природе устроено целесообразно и всякое развитие является осуществлением заранее предустановленных целей. {- Прим. ред}.

[37] {"Sein und Zeit" (нем. – } "Бытие и Время") – сочинение М. Хай-деггера (1927). {- Прим. ред}.

[38] {Ungrund (нем.) – } бездна, безначальность, безосновность символ-понятие, примененный к Богу Я. Беме. {- Прим. ред}.

[39] "L'etre et le neant. Essai d'ontologie phenomenologique" {(франц. – } "Бытие и Ничто: Опыт феноменологической онтологии") – трактат Ж.-П. Сартра (1943). {- Прим. ред}.

[40] Византийский император Юстиниан был одержим идеей создании мировой христианской империи в границах бывших римских владений. При его появлении были вновь завоеваны Балканы, Африка (Тунис), Италия, Армения. Подчинив себе церковных иерархов. Юстиниан добился обожествления императорской власти, занимался разработкой богословских вопросов, беспощадно боролся против малейших отступлений от церковных догматов (так, в 543 г. специальным эдиктом объявил ересью учение Оригена о всеобщем спасении). {Прим. ред}.