Истина и откровение, Пролегомены к критике Откровения

[37] {"Sein und Zeit" (нем. – } "Бытие и Время") – сочинение М. Хай-деггера (1927). {- Прим. ред}.

[38] {Ungrund (нем.) – } бездна, безначальность, безосновность символ-понятие, примененный к Богу Я. Беме. {- Прим. ред}.

[39] "L'etre et le neant. Essai d'ontologie phenomenologique" {(франц. – } "Бытие и Ничто: Опыт феноменологической онтологии") – трактат Ж.-П. Сартра (1943). {- Прим. ред}.

[40] Византийский император Юстиниан был одержим идеей создании мировой христианской империи в границах бывших римских владений. При его появлении были вновь завоеваны Балканы, Африка (Тунис), Италия, Армения. Подчинив себе церковных иерархов. Юстиниан добился обожествления императорской власти, занимался разработкой богословских вопросов, беспощадно боролся против малейших отступлений от церковных догматов (так, в 543 г. специальным эдиктом объявил ересью учение Оригена о всеобщем спасении). {Прим. ред}.

[41] Вместо зачеркнутого: жалость. {- Прим. ред}.

[42] Ж. Кальвину принадлежит так называемое "учение об абсолютном предопределении", согласно которому Бог еще до сотворения мира предопределил одних людей к спасению, а других – к гибели, и человек не в силах изменить этого предопределения. {- Прим. ред}.

[43] {Reductio ad absurdum (лат.) – } сведение к нелепости. {- Прим. ред}.

[44] {Халкидонский догмат – } принят в 451 г. на IV Вселенском Соборе и определяет отношения между двумя естествами Иисуса Христа. Догмат провозгласил, что Христос – "совершенство в Божестве и совершенство в человечестве, истинно Бог и истинно человек", "в двух природах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемый". Эти два естества гармонично сочетаются в одной ипостаси, в одной сущности вследствие Боговоплощения. Входит в Символ Веры. {- Прим. ред}.

[45] {Профетическая} (от греч. "профитис" – пророк, предсказатель) пророческая. {- Прим. ред}.

[46] Со многими другими идеями о. С. Булгакова я решительно расхожусь.

[47] {Манихейство – } религиозно-философское учение, возникшее в III в. на Ближнем Востоке и в Персии и распространившееся от западных и южных римских границ до Китая. Считалось то христианской ересью, то самостоятельной религией. Его основатель, перс Сураик, принявший имя Мани, считал своими предтечами Зороастра. Будду и Христа. Некоторое время взгляды манихеев разделял Августин Блаженный, который впоследствии стал одним из непримиримых их врагов. Согласно учению Мани именно он является носителем целостной, абсолютной, ничем не затемненной и совершенной Истины, в отличие от ранее являвшихся пророков, которые открывали людям лишь часть Истины. {Прим. ред}.