Pavel Florensky Philosophy of Cult
Глава... единозаконие таинств
(единство литургической структуры)
Основные моменты таинств:
а) отрыв от Земли,
б) переход к Небу,
в) соединение с Небом,
г) возврат на Землю чрез простое продолжение по Данте (в Риманновском пространстве{925}) (Прямая восхождения смыкается в себе.)
Антроподицея. Глава о литургическом творчестве
1) О. Иоанн Кронштадтск<ий> {926}.
2) О. Давид (Афонский){927}.
3) Незаписанное, но всеобщее предание (воздеяние рук пред херувимской и т. п.).
4) Когда была записана часть церковного предания (Киприан митрополит){928}.
1922.III.28
Литургическое творчество
Архимандрит Давид (Афонский) при замывании уст после св<ятого> Причастия говорит:
«Отмой, Господи, чистоту Твою пречистую от устен моих скверных и нечистых» {929}.
В «Столп»
Он же:
««Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася»{930}. Разве бездушные горы могут радоваться? Фавор и Ермон—это ум и сердце. Пока ум и сердце не в единстве, не может быть истинной молитвы».
«Идеже два или трие во Имя Мое, ту и Аз посреде их»{931} — Два или три — это ум, сердце и тело. Ум, сердце и тело должны быть в единстве, чтобы явился Христос: если в единстве, то м<ожет> быть истинн<ая> Иисусова молитва...»
о. Давид
Благодать сходит на священника, как роса, а с него—на прихожан{932}. Иначе благодать прихожанам не дается. Отсюда— жертвенность.
Глава об абсолютности размеров
в пространстве и во времени (храма, дома, города и вообще) Об антропоморфности мер Названия мер от частей тела.
Глава о мученичестве
Далее: Абсолютная конкретность христианства.
Абсолютная конкретность христианства
Сам Христос совершает Евхаристию.
Златоуст. См. цит<ату> в «Прав<ославном> Догматическом) Богословии» Н. Малиновского, Т. IV, стр. 41 {933}.
В главу о конкретности христианства
В Философию культа обязательно) включить главу об образовании служб из служб конкретным святыням — напр<имер>, служба Кресту, служба Кувуклии Воскресения{934}.
Подробно обсудить Туринскую Плащаницу {935}.
Главa о религиозном быте и о жизни в рели<гии>
1) По церк<овным> правилам и св<ятых> о<тцов>.
2) На древней Руси, особ<енно> см<отри) книжку о воспитании в др<евней> Руси{936}.