Pavel Florensky Philosophy of Cult
Таинство—μυστήριο ν — <3 нрзб.> или невидимое <1 нрзб.> как сравнительная недостача эмпирических элементов, неполнота изобилия <?> прямо противоположно тому, как учат ницшеанцы, для которых таинство большая полнота <1 нрзб.> эмпиризма.
1909
1909.III.26. Великий четверг, с. Толпыгино
1. Просфоры бледные, недопеченные, скосившиеся набок,— совсем белые грибы.
2. За 12-тью Евангелиями стояли чинно и тихо,—даже дети, хотя служба шла от 7 ч. до \QlU ч· ночи. Чинно входили, чинно, без толкотни, без шума, без давки расходились, медленно крестясь и защищая рукою святой огонь (свечки).
3. Все стояли с желтыми, ярыми свечами. От них шел ток теплого, медвяного воздуха,— совсем летнего, как с луга или с пчельника.
При начале каждения Евангелия свечи зажигались, по окончании—задувались. Тогда распространялся приятный чад, медвяный...
4. Мудрое построение цикла пасхального: полнота мирской радости (масленица) контрастирует с резко наступающим постом (1-я нед<еля». Пост сперва постепенно ослабляется, потом на 7-й нед<сле) снова делается строгим и достигает скорого своего предела в святую ночь, где он резко контрастирует с порывом радости. Затем радость постепенно ослабляется и затем снова начинает нарастать—к Троицыну дню, где духовная радость снова достигает апогея и здесь внезапно сменяется мирскою радостью, началом коей являются троицкие березки. Гадания и проч<ее). Цикл скорби обнимает 7 седмиц, и цикл радости—7 седмиц. Итого, 2x7 седмиц выделенных из года,— особых—пресуществленного времени.
Эти 2x49=98 дней в отношении к целому году (365 дн<ей» составляют почти в точности меньшую часть золотого сечения, ибо
4’.Великий четверг—этот литургический и сакраментальный узел всего года богослужебного;
Цикличность Четыредесятшщы и Пятидесятницы {953}
в этот день: сушат Св. Дары,
освящают просфоры (вынимают), пережигают соль,
выжигают Крест над дверями и окнами, омывают мощи и запасаются свечами—освящают.
5. Вел(икий) Пост начинается масленичными фейерверками да кострами и кончается пасхальными фейерверками, плошками и кострами. Шумное мирское окружает тихое, внемирное{954}.
Загадки на загатках.
(Эпилог «Столпа»)
1909.IX.8. Рожд<ество> Богород<ицы>. Сер<гиев> Пос<ад>