Pavel Florensky Philosophy of Cult

1) Диалог. В него вкраплены еще диалоги, в качестве повеетвования. Последние — кабачно-бардачные по обстановке, таинственно-жгучие по содержанию. «Я дочь звездного неба и широкогрудой земли» {955}.

2) Действие—на загатках.

3) Начинается: после обедни, говорит один из участн<иков> разговора о том, что служба ему не нравится — бедно слишком. Приводит примеры жалкости и безвкусия («бум<ажные> цветы», «ленты» etc.). Ему возражают другие, что это почему-то кажется хорошо. Вспоминаются детские проказы в церкви (игра в бабки крестом, заглядывание в щелочку с клироса, заснул в церкви). Характеристика народн<ой> молитвы. Анекдоты. Жит<ия> святых <?>.

4) Выяснится, что суть таинства тут, в бедности обнаруживается <1 нрзб.> горнее. Доказывается исторически: <4 нрзб.> Икона и картина. Католицизм и православие.

5) Постепенно переходят к сущности таинства. Κένωσις. «Нелепость» этого.

6) Жизнь, как Κένωσις{956}. Кабак.

7) Смирение, как основная добродетель. Христос.

8) Гимн «рабьему зраку»{957}. Снова Христос.

Для Антроподицея

1) Несколько диалогов в диалоге.

2) Один диалог 3-ей степени.

Несколько басен.

3) Неск<олько> мифов.

4) Повесть.

5) Письма.

6) Стихи.

Действие диалогов продолжается 1 год и охватывает собою богослужебный годовой цикл.

Связь богослужебн<ого> цикла с натуралистическим. <Са«. также запись 1909.ΧΙ.14 на с. 311 наст, изд.}

1910

1910.11.14

Религия и культура

Проследить по старым книгам (эпохи Возрождения и т. п.) «эволюцию» «коронидов»{958}, так в старых книгах.

1) Знак прямо изображался в виде крылатого шара

(См. также запись 1910.11.24 на с. 311 наст, изд.}

1910.III.1. Серг<иев> Πос<ад>

1910.IV.15. Серг<иев> Πос<ад>

Закон концентрации символов (научно-филос<офский), религиозн<ый».

Закон концентрации мифологических сюжетов. Закон концентрации (амплификации) научныхтерминов и закон их дифференциации!

Закон концентрации символов, сюжетов, терминов и научных теорий заключается в том, что раздельные символы etc. имеют тенденцию сливаться, сочетаться в сложные многообразные группы, причем противоречивость или во всяком случае несходность символов etc. уравнивается, «темперируется». Исходя из разных исходных пунктов, люди строят отдельные символы, сюжеты, теории; но затем построенное стараются объединить, совокупить, устанавливают общую, несколько неопределенную точку зрения, и эта последняя, в силу своей неопределенности, лишает каждый из символов etc. его первичной отчетливости и строгости (четкости).

1910.III.13

Миф и святыня

Как цепкий плющ вьется около дерева, так обвивает святыню (sacrum) миф. И как плющ, завивши своими гибкими ветвями весь ствол, затем иссушает и душит его, сам становясь на место него, так и миф, окутав святыню, скрывает и уничтожает ее, и она, в конце концов, теряет собственную жизнь, теряет смысл сама по себе и, в результате, истлевает под придушившим ее, все разрастающимся мифом, и гибнет, губя с собою и миф, но как в лесу на прахе дерев растут плющи, и на прахе плющей—дерева, так и в религии: на прахе святыни—мифы, на прахе мифов—святыни.