Pavel Florensky Philosophy of Cult

Но т<ак> к<ак> каждый из выводных моментов можно считать выводимым либо из основного непосредственно, либо из другого, то каждая точка зрения получает три возможных видоизменения (модуса):

Итого 9 разных точек зрения на происхождение экономики, культа, мировоззрения.

Культура=экономика+мировоззрение (научная часть).

Религия = культ+мировоззрение (мифологическая и догматическая часть).

Т. е. K=I+N'

R=S+N\ где Ν'+Ν"=Ν.

При таком делении теории упрощаются, грубеют и делаются менее тонкими.

1910.III.18

Ш. Культ, мировоззрение, экономика

Все точки зрения объединяются в следующей простой схеме. Даны три точки, I, N, S, и все соединения между ними прямыми линиями, так что образуется (равносторонний) треугольник INS.

Выбор той или другой вершины за основную характеризует собою тип теории (один из трех), а выбор путей соединения этой вершины с двумя другими—ее видоизменение, ее модус. Так, полагая в основу S, мы имеем теории 3-го типа. S можно соединить с другими вершинами тремя способами: либо путем SI+SN; либо путем SIN; либо путем SNI. В первом случае мы отрицаем прямую связь между I и N, в двух других—утверждаем, и притом, в смыслах прямо противоположных. Итак, с каждой вершиной получится:

1910.IV.4.Серг<иев> Πос<ад>

Культура и культ

I+N =культура, cultura=C.

Культурой мы называем совокупность орудий производства и понятий мировоззрения, наличных у данного народа в данную эпоху.—Но С этимологически происходит от cultus, культ, т. е. от совокупности святости, S. С=cultus = S. Итак, по значению своего этимона культура есть святыни, культура—религиозного, культового происхождения,—т. е. оправдывается теория =====—теория религиозного (священного) реализма.

1910.IV.4

Культура etc.

I, инструменты, т. е. орудия и оружия нашей жизни, из коих первые служат созиданию материального благосостояния [материальных) ценностей], а вторые—защите оных, охранению их от других.

1910.IV.25

Остатки культа хлеба и пищи. Хлеб нельзя бросать; его, уронивши, должно обтереть и поцеловать,—научают детей на Кавказе (русские—в Боржоми). За обед надо садиться с ополоснутыми (ритуально) руками, помолившись. Нельзя при этом ругаться, сквернословить, охальничать, даже болтать зря.— Есть надо благоговейно.

1910.VI.25

Три типа теорий

s

Согласно каждому из этих (I S N) <типов> теорий один из моментов I, S, N лежит в основе двух других, прямо или косвенно. Два другие выводятся из первого, образуют надстройку над ним и, следовательно), лишены самостоятельной сущности,—суть замаскированный первый. Тогда природа человека оказывается монистическою. Это точка зрения наивного догматизма. Однако возможна точка зрения и критическая, которая принимает моменты, как данные, и не пытается сводить их к одному в слепой и безотчетной уверенности, что это во всяком случае—дело возможное. Тогда, при формальном признании несводимости друг к другу трех моментов человеческого) существования, их должно объявить, в то же время, характеризующими именно единое человеческое существование, а не три разные существования. Следоват(ельно), мы рассматриваем челов<еческое> существование как многообразие трех измерений, в коем S, I, N служат координатами. Каждое человеческое) существование в кажд(ый) дан(ный) момент и в кажд<ом) данном месте характеризуется тремя независимыми друг от друга координатами S, I, N. Или, иными словами, «точка культуры» определяется 9-тью коорд<инатами)—3-мя координ(атами> места, времени и 3-мя собственно культурными (χу y+t, S, I, Ν).

1910. VIII.28. Ст(анция) Фаустово