Pavel Florensky Philosophy of Cult
(молебен перед началом учения){1122}
Наказание, по-казание, о-казание. Каков же истинный смысл слова «наказание»? Отсюда понятно применение слова «наказание» в отношении к Богу—Бог наказал = показал = вразумил.
1921.VIII.8
Свидетели
О возникновении вставки «Г<оспо>ди, Иже Пресвятаго Твоего Духа...» в литургии{1123}—св<ятым> Василием Великим, к<отор>ый не усмотрел сходящего Духа на Дары и потому св<ятой> трижды читал молитву{1124}.
Об отмене явных молитв и введении тайных (и то и другое—свидетельства пресуществления).
1921.Х. 16 ст. ст.
Богослужение{1125}
Уже много дней я замечаю одно явление, меня занимающее. Во время литургии (именно литургии, а не вообще службы) правая рука у меня сильно холодеет, а левая—нагревается. Это нельзя объяснять температурой воздуха, ибо охладиться левой руке легче, чем правой, поскольку действовать приходится именно правой рукой—например, благословлять, креститься и т. д. Разница температур весьма заметна. И мне всегда думалось, что она имеет свою причину в каких-либо циркуляциях флюида, исходящего из одной руки и входящего в другую.
1922
1922.1.6
Покаяние +
О том, что исповедь есть именно таинство СЛОВА свидетельствует чинопоследование сего таинства:
В первой молитве как типологические случаи, на которые делается ссылка, приводятся:
«Боже Спасителю наш, Иже пророком Твоим Нафаном (это—орудие таинства) покаявшемуся (это—материя таинстйа: покаяние, слово покаяния) Давиду о своих согрешениих оставление даровавый, и Манассиину в покаяние молитву приемый...»{1126}
Во второй молитве—еще определеннее: «Сам, яко благ и незлобивый, Владыко, сия рабы Твоя СЛОВОМ РАЗРЕШИТИСЯ благоволи...»{1127}—словом их и словом пастыря, взаимодейством того и другого слова, слова покаяния и слова разрешения.
Посему, иерей глаголет к кающемуся: «Не усрамися, ниже убойся, и да не скрыеши что от мене, но, не обинуяся, рцы вся, елика соделал еси, да приимеши оставление...»{1128}
Условием оставления является проречение, иерей же—лишь свидетель сего проречения: нельзя прорещи без собеседника— свидетеля, поэтому и нужен иерей, как некий послух: «Аз же точию свидетель есмь, да свидетельствую пред Ним вся, елика речеши мне: аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши...»{1129} Дело не в покаянии, а в проречении покаянном, в слове, и словом дается разрешение.
И далее вопрошает: «Рцы ми чадо...», «рцы ми чадо...», «рцы ми чадо...»{1130} и т. д. и т. д.
1922.IV.17. Неделя Жен Мироносиц
Запахи и вкусы +