Pavel Florensky Philosophy of Cult
Мф. 15, 19.—125.
231
Из библиографических выписок Флоренского. «Значение слова χάρις (Чт(ения) в об(щест)ве люб(ителей) дух(овного) просвещения). 1894 г., кн. 9, (стр.) 680)».—125.
232
Имеется в виду: Знаменский С. П. Из жизни слов (Семасиологические судьбы термина sacramentum)//Богословский вестник. 1909. № 2. С. 298—311; № 4. С. 540—573.—125
233
<Введение) было написано Флоренским 14.V.1918 ст. ст., т. е. после завершения основного текста лекции. При этом весь текст < Введения) написан чернилами, а первый абзац надписан карандашом вверху и стилистически немного не согласован с последующим текстом, так что получилось как бы два начала.—126.
234
Точное название книги. Игнатий, архиепископ Воронежский и Задонский. О таинствах Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви: Опыт археологический. СПб., 1863.—126.
235
Икос—«Последование мертвенное мирских тел» (иначе «Последование погребения мирских человек», т. е. Чин отпевания) // Требник: В 2 ч. Ч. 1. М., 1915. I1. 125. Употребляется также в чинах погребения священников, младенческом, в панихиде.—127.
236
Ср. воспоминания С. И. Фуделя (1900—1977): «Помню, я иду с отцом по Никольскому переулку и говорю ему, что, как я слышал, Флоренский так объясняет слова панихиды «надгробное рыдание творяще песнь»: «Надгробное рыдание мы претворяем в песнь торжествующей победы». И я помню, как радостно просветлело лицо отца: «Да, да, как это он верно сказал». Флоренский умел открывать золото в совершенно стертых веками монетах, считающихся медными. Для меня лично этот разговор имел особое значение: он был осенью 1918 г.— месяца за три до смерти отца. Флоренский один из первых священников пришел к нам в дом после смерти отца и служил панихиду. Я помню его сутулящуюся фигуру в ризе у гроба, его тихий голос, произносящий: «Боже духов и всякия плоти...»» (Флоренский П. A. Pro et contra. 2-е изд. СПб., 2001. С. 137). Прот. Иосиф Фудель (1854 — 5(18) октября 1918).—128.
237
К данному месту Флоренский вложил в тетрадь ряд выписок на ту же тему:
Кан<он> Иис<усу> Сладч<айшему>, п<еснь> 8, тр<опарь> 3-й: «Лежу, ранами уязвен: елей, Христе мой, возлей на мя и вино» <<Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 143.> (ср. τραύματα της ψυχής).
Еще в Плаче Богоматери—это не выписано<Имеется в виду Канон о распятии Господа и на плачь Пресвятыя Богородицы. Творения Симеона Логофета, глас 6//Триодион, сиесть Трипеснец [Триодь Постная]. М., 1897. Л. 764 об.— 767. Во святый и великий пяток, на повечерии.>.
«Ангеле Божий, хранителю мой святый, живот мой соблюди в страсе Христа Бога, ум мой утверди во истинном пути, и к любви горней уязви душу мою» (Тро<парь> Ангелу Хранителю — Кан<он> Анг<елу> Хран<ителю»<Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 176.>.
Для Антроподицея
Нед<еля) Фомина, на Госп<оди>, воззв<ах>: «увижду язву, от нея же исцеле великий струп человеческий»<Пентикостарион, сиречь Пятдесятница (Триодь Цветная]. М., 1905 Л. 38 об.>.
Язвы