Pavel Florensky Philosophy of Cult

235

Икос—«Последование мертвенное мирских тел» (иначе «Последование погребения мирских человек», т. е. Чин отпевания) // Требник: В 2 ч. Ч. 1. М., 1915. I1. 125. Употребляется также в чинах погребения священников, младенческом, в панихиде.—127.

236

Ср. воспоминания С. И. Фуделя (1900—1977): «Помню, я иду с отцом по Никольскому переулку и говорю ему, что, как я слышал, Флоренский так объясняет слова панихиды «надгробное рыдание творяще песнь»: «Надгробное рыдание мы претворяем в песнь торжествующей победы». И я помню, как радостно просветлело лицо отца: «Да, да, как это он верно сказал». Флоренский умел открывать золото в совершенно стертых веками монетах, считающихся медными. Для меня лично этот разговор имел особое значение: он был осенью 1918 г.— месяца за три до смерти отца. Флоренский один из первых священников пришел к нам в дом после смерти отца и служил панихиду. Я помню его сутулящуюся фигуру в ризе у гроба, его тихий голос, произносящий: «Боже духов и всякия плоти...»» (Флоренский П. A. Pro et contra. 2-е изд. СПб., 2001. С. 137). Прот. Иосиф Фудель (1854 — 5(18) октября 1918).—128.

237

К данному месту Флоренский вложил в тетрадь ряд выписок на ту же тему:

Кан<он> Иис<усу> Сладч<айшему>, п<еснь> 8, тр<опарь> 3-й: «Лежу, ранами уязвен: елей, Христе мой, возлей на мя и вино» <<Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 143.> (ср. τραύματα της ψυχής).

Еще в Плаче Богоматери—это не выписано<Имеется в виду Канон о распятии Господа и на плачь Пресвятыя Богородицы. Творения Симеона Логофета, глас 6//Триодион, сиесть Трипеснец [Триодь Постная]. М., 1897. Л. 764 об.— 767. Во святый и великий пяток, на повечерии.>.

«Ангеле Божий, хранителю мой святый, живот мой соблюди в страсе Христа Бога, ум мой утверди во истинном пути, и к любви горней уязви душу мою» (Тро<парь> Ангелу Хранителю — Кан<он> Анг<елу> Хран<ителю»<Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 176.>.

Для Антроподицея

Нед<еля) Фомина, на Госп<оди>, воззв<ах>: «увижду язву, от нея же исцеле великий струп человеческий»<Пентикостарион, сиречь Пятдесятница (Триодь Цветная]. М., 1905 Л. 38 об.>.

Язвы

Мол<итва> ко св<ятому) прич<ащению> 7-я Сим<еона> Н<ового> Бог<ослова): «Веси зол множество, веси и струпы моя и язвы зриши моя, но и веру веси и произволение зриши и воздыхание слышиши»

Язвы душ· и проч.

«Вышняго Бога плотию рождшая, от гноя мя возстави страстей, оскорбляющих мя» (Канон Иоанну Предтечи, п<еснь> 8, Богород<ичен»<Правило молитвенное, готовящимся ко святому причащению и ежедневное вечернее и утреннее. М., 1893. Л. 83.>.

«Из корене секирою твоего покаяния исторг язвы страстнаго сердца моего, всади, Предтече, божественное безстрастие и страх чистейший Божий, всякия злобы отчуждающий мя» (Кан<он> Иоанну Предтечи, п<еснь> 7-я, тр<опарь> 1-й)<Там же. Л. 81 об.)>.

Христос—врач. Язвы души

«Врача всех человеков рождшая, радуйся, Богоневесто...» (Канон (благодарный с) Акафист(ом) Пресв(ятой) Богородице, п(сснь) 7-я, тр<опарь> 2-й)<Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 156 об.>.

«Иисусе... болящим Врачу, исцели и просвети мое сердце, Иисусе, струпы греховными и страстей тлею покровенное, Иисусе, и спаси мя» (Акаф(ист) Иисусу Сладчайшему. Светилен (Канона умилительного»