Pavel Florensky Philosophy of Cult

303

Среди черновых материалов Флоренского находится выписка данной цитаты с заголовком «Объективность таинств». На этом же листке выписана еще одна цитата из писем митрополита Филарета: «Не Порта ли, по сказанию блаженныя памяти Патриарха Константия, заставила греческую иерархию перекрещивать крещеных обливательно?» (id., стр. 575, № 375).

Сверху обеих цитат Флоренский написал: «Это противопоставить мнению Антония Волынского («как угодно Церкви признать»), но выражают анонимно его многие—?>».—159.

304

См. Послания святого Игнатия Антиохийского к Ефесянам (гл. XIII), к Магнезийцам (гл. VI, VII, XIII), к Траллийцам (гл. XII), к Филадельфийцам (гл. Ill, IV, VII, VIII)//(Писания мужей апостольских/Пер. прот. П. Преображенского. СПб., 1895. С. 271, 275, 281, 284, 289, 297, 299.—159.

305

Число степеней свободы механической системы—число независимых возможных переменных системы; например, если система состоит из л материальных точек, на которые наложено т связей, то число степеней свободы системы равно 3η—т.—163.

306

См. примеч. 47 к разделу IV «Таинства и обряды». У Флоренского в данном случае описка: «недвижном».—164.

307

«не мог не грешить»; теперь же «может не грешить» (лат.).—164.

308

Источник текста в кавычках выявить не удалось.—165.

309

Далее карандашом запись Флоренского: «#ДСП 1-й час», т. е. до сих пор читался текст в течение 1-го часа лекции, а дальнейший текст относится ко 2-му часу той же лекции.—165.

310

См.: Гёте. Избранные сочинения по естествознанию. М., 1957.—165.

311

Кавасила Николай, архиепископ Фессалоникский. Семь слов о жизни во Христе. М., 1874. С. 39 (слово 2-е, § 81; см. также слово 4-е, § 62—63—с. 88).—165.

312

Джемс Вильям. Научные основы психологии / Пер. под ред. Л. Е. Оболенского. СПб., 1902. Здесь в гл. 11 «Поток сознания» Джемс критикует «синтетический метод», исходящий из «простых идей ощущения», как из атомов, и восходящий к «высшим состояниям сознания». «Аналитический метод» Джемса исходит из «конкретных состояний сознания, взятых в целом» (с. 114).—166.

313

Своеобразная «скрытая» полемика с В. В. Розановым, миниатюрная теодицея в антроподицее. Ср.: Розанов В. В. Апокалипсис нашего времени. М., 2002. С. 17:

«Есть в мире какое-то недоразумение, которое, может быть, неясно и Самому Богу. В сотворении его «что-то такое произошло», что было неожиданно и для Бога. И отсюда, собственно, иррационализм, мистика (дурная часть мистики) и неясность. Мир гармоничен, и это — «конечно». Мудр, благ и красота, и это — Божие. Но «хищные питаются травоядными»—и это уж не Божие. Сова пожирает зайчонка—тут нет Бога. Бога, гармонии и добра.