Pavel Florensky Philosophy of Cult

Воследование молитвенное во время губительнаго мора скотов.

Воследование, бываемое на нивах, виноградех или вертоградех, егда приключается врсждатися им от пругов, червий, гусениц, мушиц, гадов или иных видов коих животных или Божиим попущением грех ради наших, или чародеянием лукавых человек, диаволскою же хитростию наведенных.

Благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божии.—297.

611

Ср.: Мф. 5, П.—297.

612

2. О чине братотворения Флоренский писал подробно в главе «Дружба» книги «Столп и утверждение Истины».

«Такою крепостью дружбы служит, во-первых, «естественное таинство»,—да извинит читатель это неподходящее слово-сочетание!—побратимства, или братования, и, во-вторых, на нем, как на плодоносной природной почве, произросший особый благодатный обряд,— «чинопоследование на брато-творенис», ακολουθία εις αδελφοποίησιν или εις άδελφοποίησιν. Не стану тут разбирать ни того, ни другого, ибо такой разбор вывел бы нас из области фсософии иличных религиозных переживаний в область народоведения и литургики. Замечу только, что побратимство в существенном слагается из реального объединения посредством обмена кровью, обмена именами (иногда также: рубашками, одеждою, оружием), со-вкушения священной пищи, клятвы в верности и поцелуя, причем в данную конкретную форму побратимства эти элементы могут входить не все зараз. Ясно, что побратимство соответствует естественному религиозному сознанию. В братотворении же христианском заменяется обмен кровью и со-вкушение—со-причащением Св<ятых> Даров—Крови Христовой, а обмен имен—обменом тельных крестов,—что соответствует обмену крещальных имен. Полу-церковное, полу-народное брато-творение совершается чрез обмен крестов, клятву в братской любви и верности пред иконою в храме и поочередное держание в руке зажженной свечи в продолжение Херувимской.

Чин же церковного братотворения имеет различные изводы, но главнейшие его моменты—следующие:

1°,—постановление братующихся в храме пред налоем, на котором лежит Крест и Евангелие; при этом старший из братующихся стоит десную, младший же—ошуюю.

2°,—молитвы и ектении, испрашивающие побратимам соединения в любви и приводящие им на память церковно-исторические примеры дружбы.

3°,—связывание братующихся одним поясом, положение их рук на Евангелие и вручение им по зажженной свече.

4°,—чтение Апостола (1 Кор. 12, 27—13, 8) и Евангелия (Ин. 17, 18—26).

5°,—еще молитвы и ектении, подобные указанным в 2°.

6°,— чтение «Отче наш».

7°,—приобщение побратимов преждеосвященными Св<ятыми> Дарами,— общая чаша.

8°,— обвождение их, держащихся за руки, вокруг аналоя, при пении тропаря:

«Господи, призри с небеси и виждь...»

9°,—обмен поцелуем.