Письма с Дальнего Востока и Соловков

Sie ist von Ewigkeit in Gott gebltiht

— Роза, которую видит твой внешний глаз, она от вечности процвела в Боге. VI. 4—5. Крепко целую тебя, моя дорогая. Сегодня, наконец, светит солнце.

VI. I. Дорогой Мик, мне кажется, тебе не надо писать: ведь я пишу «Оро» для тебя и потом/ думаю о тебе, словно уже написал письмо. Однако надо и послать. Буду разсказывать про нашу местность, т. е. возле лаборатории. Живем на пригорке. Перед нами озеро. Оно вскрылось и в воде отражаются окружающие его леса; и облака, обычно весьма красивые во время нашего длинного–предлинного заката, удваиваются водою озера. В этом озере рыбы очень мало, почти нет. Зато плавают дикие утки и ондатры. Ондатра — это водяная крыса особого вида, очень крупная, по величине между крысой и кошкой. Хвост у нее с палец толщиною. Ондатра очень хорошо плавает и с дороги возле лаборатории часто бывают большие круги на воде по которым издали можно узнать плывущую ондатру. Этих ондатр сюда завезли нарочно и теперь они расплодились на воле, как должны расплодиться серебристо–бурые лисы и как расплодились уже олени. Предполагается еще таким же способом, т. е. на воле, размножить кроликов, для лис. Тут кукуют кукушки круглые сутки, а некоторые садятся куковать почти у самого окна лаборатории. Недавно привезли нам мертвого олененка (не того, о котором я писал раньше, а другого). Он был бурый и пушистый. С него снимали шкурку. Тут много торфяников из сфагнума, который я очень люблю и над которым в свое время много работал. Теперь думаю выдвигать его, как материал для различных производств. Когда будешь гулять, то отыщи сфагнум и дома внимательно разсмотри его строение, хорошо бы в лупу, зарисуй его и пришли мне. Думаю вообще заняться этими мхами. Что ты теперь играешь? Научился ли читать и говорить по немецки? Кланяйся от меня бабушке и своей Кате. Т. к. в письме Оле не осталось уже места, то ты передай ее товарищам мой поклон, хотя они меня и не знают: я рад, что они навещали Олю, когда она была больна. Сейчас я занят добывшием из водорослей альгина и альгинатов, особы, клеющих веііеств. Стараюсь получить вещество, с помощьь которого мояно было бы делать желе и мармелад, но пока успе: только на пол>вину. Крепко поцелуй от меня мамочку и помогаі ей в заботах го саду. Да, чтобы не забыть: скажи мамочке, чт< жена одного иоего здешнего знакомого после гриппа заболел* вроде того, как болела Оля (сильные головные боли, безсонница потеря аппетіта, истощение), была больна 2 месяца, но тепері поправилась. И сам он был болен после гриппа похоже на эт^ болезнь, но в более слабой степени. —Делаю здесь опыты пс изготовлении: особой массы, вроде искусственной кбсти, и: творога; это тік, между другими делами. Такая масса называете* галалит, по печески, а по русски будет млечный камень. От делается из тюрога и формалина. Рисуешь ли ты? Попробуй рисовать окаменелости и растения, это интересно и сравнительно легко. Креіко целую тебя, дорогой. He забывай папу и пиши ему почаще и юподробнее обо всем, что делаешь и как живешь.

VI. 5—6. Ночь. Дорогая Олечка, безпокоюсь из за твоей болезни, а вестей от вас все нет. Последние дни у меня было ощущение рождественских каникул где ниб. в провинции. Только вчера прекратился снег, падавший крупными хлопьями, вьюга и сумрачность. Все было завалено снегом. А с другой стороны свет круглые сутки, так что вечером не ложится, а утром не лежится. Живу воспоминаниями, — припоминаются малейшие подробности о каждом из вас. Как радовался в свое время твоему рождению Е. А [2238].! Старайся у мамочки узнать о нем, чтобы он остался в твоей памяти, т. к. тебе самой не пришлось его видеть и он умер вскоре после твоего рождения. Если когда–ниб. повидаешь Ел. Митр., то разпроси о нем, скажи, что я прошу ее дать тебе его образ. — Получила ли ты мой портрет? Он, мне кажется, больше подходит к дяде Шуре, чем ко мне, а впрочем мне судить трудно, рисовал же его способный художник, скульптор, впрочем не портретист. — Читаешь ли Эккермана? Проходят ли твои головные боли? Читаю понемногу письма скульптора Антокольского. Очень характерные письма для своего времени, интересно также и потому, что там постоянно идет дело о С. И. Мамонтове, владетеле Абрамцева, поминается Васнецов, Серов, Валент. Серова и др. Ho по существу высказывания Антокольского глубоко чужды и даже раздражают. Это упорное желание подменить художественный образ историческими и литературными сведениями о лице изображаемом, желание выехать на интересности лица, как исторического деятеля, —словом игра на том, что само по себе ценно и интересно. Художник стрижет купоны с исторических ценностей, вместо того, чтобы сам родить ценность. Его напряженное обхаживание всей истории и выбср себе в сюжеты всех наиболее замечательных людей есть если не подмена художественного образа сюжетом и громким имегем, то во всяком случае такое сдабривание, что от художестві мало чего остается. Какая безконечная разница между голхандскими натюрмортистами, изображавшими мясо, рыбу, раюв, фрукты и овощи, но так этими изображениями вскрывалась внутренняя сущность бытия, и художниками сюжетистамд, которым надо взять то, что ярко и глубоко само по себе, и — дать его в более слабой степени, чем оно говорит само зі себя! Спекуляция на сюжете. Мне надо видеть глубину вещей, хотя бы самых обыкновенных, а не читать налепленные на вещж ярлыки с указанием, что эти вещи необыкновенны. Совсем другое дело, впрочем, портрет, который проявляет то, что худохник сам видит. Ho Антокольский как раз пренебрегает портретом, считая его чем‑то малодостойным и становится на цыпочки, чтобы высказать, как он представляет себе Сократа, Моисея, Петра I и проч. Однако, зачем мне знать, как он представляет себе их, когда я могу узнать по их писаниям и делам чем они были на самом деле. Ну, вот, кажется напрасно я разругал бедного Антокольского; сам по себе он, повидимому, неплохой человек, жил в свое время, в свое печально бездарное и антихудожественное время, говорил и делал, что мог. Мир его праху. Каждое время страдает своими слабостями, и слабости эти делаются спустя такими же неприятными и чуждыми, как ушедшие в прошлое моды. Ho то время было зато добрым, т. е. люди были добрые и благожелательные, как широкая одежда. В связи с Антокольским вспоминается Нестеров. Спроси о нем у мамочки. Надо, чтобы складо- вались образы тех, кто давал данные для конкретных впечатлений. VI.7. Сегодня наконец‑то получил письма, мамино и твое, из которого узнал о неполучении вами моих пяти. Очень жаль, ведь я старался над ними для вас. Впрочем, м. б. и получите часть их, но с опозданием. Ваши письма я получаю повидимому все или большинство, но обычно с опозданием, а последние получил скоро. Отвечаю на твои вопросы пока наскоро. В генеалогических таблицах знак □ означает женщину, знак О мужчину, знак ~ брак, знак * брачную связь не оформленную, линиями соединяются дети с родителями, причем линия упирается в соответствующий знак брака. — По ботанике: хорошая, но устарелая книга Кернера фон Мерилауна «Жизнь растений». По растительным сообществам: Морозова «Жизнь леса» и Сукачева «Болота». По физиологии растений прочти Тимирязева «Жизнь растений», но имей в виду, что книга написана в духе вульгарного механицизма. По анатомии растений Бородина[2239]. Крепко целую тебя и радуюсь, что ты начала поправляться. Пользуйся солнцем.

Дорогая Тиса, очень я соскучился по своей дочке, не знаю, как она живет, чтс делает и насколько выросла. Вспоминаю тебя, смотря на нашіх зверей. Детеныши быстро растут. Кроличата, похожие по тсти на зайчат, прыгают по кухне, когда их выпускают из ілетки. Ho поймать их даже в кухне трудно, так он [и] прытки. Бо дворе по пробивающейся травке скачут кукушки. Кажется вчера іх прыгало три. В лесу много распевающих птиц. Озеро серо–стального цвета. Море, видное от нас издалека, последние дни сильно бушевало и покрывалось пенящимися белыми волнаш. Вчера или позавчера появился одуванчик. Дни я путаю, так какночи тут нет, ложусь очень поздно или очень рано, называй как хочешь, иногда сплю днем. Поэтому время идет сплошным потосом, без дней и ночей. Солнце заходит на короткое время, но на двсре совсем светло, вроде как бывает у нас в погоду несколько пасмурную. А потом, вскоре, восходит и солнце, но не с противоположной стороны неба, а приблизительно там же где и зашло, т. е. наюге. Казалось бы, можно было бы порадоваться кое–чему. Ho без вас, моих дорогих малышей, меня ничто не радует. По нескольку дней я не выхожу даже за дверь лаборатории, хотя выход у нас прямо в лес и на горку. Может быть удастся как‑нибудь зарисовать местность, чтобы показать вам обстановку. Против прошлого года весна запоздала здесь на 16 дней, так было до недавнего снегопада и метели. А теперь, после этого снегопада, запоздание наверное еще очень возрастет. Пиши мне, что ты делаешь, как проводишь время. Ведь мне хочется знать все про вас, а чайки только изредка сообщают, да я их и мало вижу, они в Кремле. Они здесь набалованы: рыбу ловить в море сами не желают, а предпочитают соленую селедку и воблу. У нас во дворе бегают кукушки и кукуют взобравшись на столб. Около дома трещат дятлы и поют разные птички. Рядом с домом сегодня нашли строчки. Очень много, сплошные заросли голубики и черники тут же, у дома. Гораздо ближе, чем было в Сковородине и гораздо больше. Говорят бывает много ягод. Крепко целую тебя, дорогая Тика. Пиши папе.

г. Загорск (б. Сергиев) Московской области

Анне Михайловне Флоренской

Пионерская ул., д. 19

Флоренский Павел Александрович

Список N9 1, 1-е Дополн.

1935.ѴГ.13—14. Соловкк. № 21. Дорогая Аннуля, получил письмо твое № 16 от 4.ѴГ 12-го июня. Очень горько сознавать, что не выходит и то единственное, что я мог бы делать для вас письма: видимо они почти не доходят до вас, хотя ваши я подучаю если и не все, то большинство. Из за неполучения вами писем как‑то пропадает и энергия писать их. Получили ли мои письма мальчики? Очень рад, что ты утешаешься садом и цветами. Пусть Мик приносит из леса интересные растения. Идут ли папортники * и орхидеи? He пойму, о каком колючем растении ты пишешь. Хорошо, что ты мокешь радоваться детям, всем нашим детям. О Мике не безпоюйся. Пусть побегает на воздухе и окрепнет, но скажи ему от меня, чтобы был осторожнее и не увлекался свыше меры. Потом поручи ему делать зарисовки растений, гнезд, деревьев и г. д. Он подучится рисовать т. о. и разовьет в себе наблюдательность и интерес к природе. Что же касается интересов теоретических, то надо, чтобы он набирался их постепенно, м. б. плавным образом из разговоров и отдельных замечаний. Музыкой же необходимо заставлять заниматься, иначе потом оя сам будет недоволен, что музыку запустили. Будет момент, когда он затоскует по музыке, то тогда будет поздно, если не подготовить почву в раннем возрасте. Тут у нас все время становится вверх ногами из‑за белых ночей. Вот, на днях, в 12–м часу ночи возвращаюсь домой, а солнце еще не закатилось. Или: вышел в 11 ч. 45 м. ночи. На небе яркая заря только что скрывшегося солнца, кукушки кукуют, птички распевают. Темно не бывает никогда. Поэтому не знаешь, когда спать. Обычно часов до б работаем, до 7 возимся с обедом, потом, если можно, ложимся спать на 2—3 часа, а затем встаем и работаем большую часть ночи, т. е. ночного времени. Кажется, словно встал просто утром—такое восприятие ночи. Потом ляжем на несколько часов. Встав я пройдусь по озу, каменной гряде—вроде горного хребта, тянущегося от одного озера к другому, обдумаю работы, иногда напишу 2—3 стиха, и сажусь за работу. Холодно. Только на солнце, когда оно, изредка, появляется, можно отогреться. Хожу все время в ватном и в валеных сапогах, сплю под одеялом и полушубком, хожу в Кремль в полушубке. Солнце здесь жидкое, безсильное, «не солнце—только призрак солнц». Свет жемчужный, краски очень нежные, большая находка для художника. Вот был бы им рад Нестеров. Пейзажи из озер и озов совсем григовские. VI. 14. Сегодня решили топить печи, хотя и светит солнце: нахолодались. Зато днем я отогрелся на солнце, а ночью спал в тепле и даже без полушубка. VI. 16—17. Сегодня получил посланную тобою книгу и список работ, прости за безпокойство, дорогая. Книги пока не разрезал, очень занят экспериментами и их обработкою, а кроме того, обрадовавшись солнцу, несколько раз выхожу наружу посмотреть, как распускается растительность и обдумать математические вопросы. В этой области приходится кое‑что делать, как для обработки опытіых данных, так и в связи с лекциями по математике, которые пока что продолжаются. В настоящее время рассказываю про векторное исчисление. А т. к. и сам я позабыл многое, то приходится вспоминать. Виды здесь, если подходить к ним со спокойной душой, очень красивые, просятся на картины Нестерова, но нежнее и тоньше. Однако душа моя неспокойна и потому только глаз воспринимает эти красоты, не я. И притом здешние виды — как раз по тебе: без суровых красок и резких шний, тихие и грустные, акварельные. Давно хочу попросить одного работника, который немного рисует, сделать для тебя зарисовки. Ho он целый день занят, а во второй половине дня уже нет его в лаборатории, так что зарисовка все откладывается. Если бы ты знала, моя Анну ля, как мне хотелось бы дать тебе радости, и не знаю‑как. Было бы жаль, если бы не дошла зарисовка с меня. Правда, она, кажется, не очень похожа, но сделана неплохим художником, которому я подарил в виде оплаты коробку случайно уцелевших у меня хороших папирос. Спрашиваешь, что мне прислать? Мне пока ничего не надо, очень прошу употребить деньги на детей ѵ на себя. Если же все‑таки хотите прислать что–ниб., то пришлите тетрадей, как я уже писал. Крепко целую тебя, моя милая. Будь здорова и спокойна. He скучай.

Дорогая Тика, ты возишься с циплятами *, а у нас тут всякие другие ата и ята: крольчата, морские поросята, белые мышата, и наверно будут котята. Иногда кроликов выпускают из клеток на прогулку. Они скачут по кухне и в коридоре, а я их ловлю, хотя это и не всегда удается. Они большие трусишки. Очень мягкие, мордочки плюшевые. Часть кроликов черных, а часть серых, совсем как зайцы. Свцнки разных мастей, пятнами: белыми, черными и желто–коричневатыми, в разных сочетаниях. Они все тоже очень смирны и трусливы. Писк их похож то на хрюкание маленьких поросят, то на чириканье птичек. Недавно смотрел я как кроличата расположились на своей матери, словно на диване. Морские же свинки всегда норовят собраться в кучу и лежат друг на друге. Каждый старается проникнуть поглубже и выталкивает прочих, а те, выскочив, ложатся сверху и выталкивают тех, которые добрались до более уютного низа. Напиши мне, что ты теперь играешь и как идет у тебя немецкий язык. Чтобы научиться писать пограмотнее, старайся каждый день внимательно прочитывать хоть 10 строчек какого‑нибудь хорошего произведения, всматривайся в каждое слово, в каждую букву и в каждую запятую, чтобы глаз привык, как пишется то или другое слово и где и в каком случае ставится тот или другой знак препинания. Было бы хорошо, если бы ты с Аней или с Миком вместе разбирали так по нескольку строчек и обращали внимание друг друга на напісание. На это можно тратить минут 20, а будет и полезно и весело. Что делают твои куклы? Ты мне никогда не пишешь о шх. Записывай каждый день, что ты делала и что видела интересного, а когда‑нибудь H я увижу твой дневник, да и тебе самой будет занятно вспоминать прожитое. Ho еще лучше просто пользуйся воздухом и отдыхай на солнышке, чтобы набраться сіл на зиму. Я пишу так плохо, т. к. бумага здесь сырая, почти мокрая, чернил у меня несколько капель и сижу неудобно. Поэтэму не бери примера со своего папы и старайся писать получше. Разговариваешь ли ты с Аней по немецки? Она вероятно на/чилась уже говорить. Кланяйся ей от меня, а также ее родителям. Кланяйся бабушке и пожелай ей от меня здоровья. Как здоровье Микиной Кати? Ей тоже кланяйся. От чаек я узнал, что у тебя новая блузка. Верно ли это? Да, я забыл написать мамочке (писал раньше, но боюсь, что письмо не дошло), что былэ бы хорошо, если бы баба Оля пожила у нас летом. Получили ли Вы это письмо? Только я не знаю, позволит ли ей здоровье приехать по электрической или по железной дороге. Крепко целую тебя, дорогая дочка. He забывай своего папу и пиши ему.

VI. 14—15. Дорогой Мик, радуюсь твоим успехам, но еще больше хотелось бы слышать о твоих успехах в музыке. Во время прогулок будь осмотрителен и осторожен. Помнишь, как мы с тобою хотели перейти по дну спущенного Вифанского пруда и я начал увязать в трясине, насилу выбрался. Весна у нас тут, несмотря на холода, пошла быстро: вся природа торопится воспользоваться коротким летом, а кроме того светло круглые сутки. Сегодня вот, утром на моих глазах, за 2 часа примерно, распустились и выросли [деревья, са — зачеркнуто] листья, словно по чьему‑то слову, деревья и кустарники покрылись листвою. Выходит травка, здесь особенно нежная. Еще какие события в природе? —На днях над Соловками летели стаи гусей, направляясь на север. Их было, как мне говорил один зоолог–охотник, б или 7 тысяч штук. Еще: чайки, пара, свили себе гнездо на клумбе, посреди кремлевской площади, где все время ходит и толпится народ. Уже вывелся один птенец. Как видишь, здешние чайки стали домашнею птицею и настолько привыкли к подачкам и отбросам, что уже не летают над морем и не ловят себе добычу, а предпочитают остатки соленых селедок. Нашли мы здесь, у дома, несколько строчков, но больше что‑то не попадаются. VI. 15. Тебе вероятно интересно узнать, как защищаются чайки, когда нападают на них или зорят их гнезда. Вот как: чайки всей стаей подымаются на воздух над похитителем и начинают справлять над ним свои дела—так обгадят всего, покроют голову, спину, залепят глаза ему, что н<редко похититель должен бывает отступить со срамом. Tenep о заходе солнца. Оно заходит здесь не по вертикіли или почти вертикали, а скорее горизонтально, т. е. по оч5нь пологой лшии. Самое погружение солнца под горизонт происходит не іа западе, а почти на самом севере. Сегодня ѵіы смерили уюл закатной точки и оказался он на 30° к запіду отстоящим от меридиана, от севера, т. е. на 60° отстоящим от запада. Зияой же, наоборот, солнце заходит почти на юге, на юге же и юсходит, как теперь, летом, на севере. Поэтому то и виден поіти весь круг солнечного пути, а дальше будет еще полнее. Эт(наблюдение мы делали сегодня в И ч. 10 м. Темю- ты совсем іе бывает: всю ночь напролет настолько светло, что на дворе южно свободно читать. VI. 16. Растительность развивается зд? сь, как настали сравнительно теплые дни, с поразительной бьстротой, буквально по часам. Вчера утром были мелкие листочки и ростки травы, а сегодня уже все совсгм зелено, трат поднялась, распустились цветы: пастушьи сумги, болотные лотики, незабудки, бутоны на чернике. — Знаешь ли ты, что когда дятел издает свой резкий звук, вроде стука, то это не стук, как думают обычно, а особый крик его. Стук же дятла слышен слаЗо. — Сейчас сижу над измерением вязкости и капиллярного всасывания водорослевого продукта—альгината, причем сравниваю эти величины с соответственными величинами для других веществ, употребляемых обычно для аналогичных целей, напр, в текстильном производстве при печатании на тканях, при отделке тканей (аппретура) и т. п. Для этой цели обычно применяется гуммиарабик, трагант и т. п. Оказывается, напр., что 8%-ный альгинат в 2 раза более вязок, чем 32%-ный гуммиарабик и всасывается гораздо медленнее гуммиарабика. Таким образом расход альгината может быть гораздо меньше, чем других веществ. Ты мне так и не сообщил, что ты проходил по физике. Напиши. Приносишь ли ты мамочке растения для сада? Старайся чем‑нибудь радовать ее, чтобы ей не было тоскливо. Крепко целую своего дорогого мальчика. Играешь ли ты в 4 руки? Еще раз целую.

Дорогой Олень, наконец‑то ты стала поправляться. Только смотри, не напорти снова. Пользуйся как можно больше солнцем, это наилучшее истребление инфекции. Занимайся как можно меньше, главное же отсыпайся, отъедайся и дыши воздухом свежим. Хорошо было бы вам воспользоваться летом и есть побольше трав, но лучше в изготовленном виде. Чтобы не забыть. «Оро» переписывать не надо целиком, кое как я воз- становил, хотя и плохо. Ho присылать мне все таки не надо. Пришли только два отрывка — о Батуме и о лесных пожарах, больше ничего не требуется. Этих отрывков я возстановить не могу. Относительно историко–музыкального отделения (чего? — не помню) по моему решать рано. Для занятия историей музыки требуется хорошая общеисторическая и эстетическая подготов [к]а, знание древних языков и, конечно, хорошее музыкальное образование. Т. е. помиѵіо понимания гармонии, контрапункта и инструментовки, нгдо уметь достаточно хорошо исполнять произведения и, кроме того, хотя бы плохо, но владеть рядом разнообразных инструментов. Иначе придется читать и говорить о вещах, которых воспринять не можешь, т. е. впустую. Поэтому‑то я и думаю, что с решением относительно истор. — музык. отделения надо повременить; вероятно за предстоящий год уже определятся твои музыкальные успехи и возможности, и тогда будет вждно, стоит ли делать музыку занятием не для себя и близких, а профессией. Хорошо бы об этом посоветоваться с М. В., но не сейчас, когда данных для решения еще недостаточно, а именно после зимы. Ведь музыка, как профессия, только тогда даст удовлетворение, когда имеются достаточные силы, иначе же она тягостна. Совсем другое дело музыка для внутреннего употребления, в часы досуга: тут и самая слабая музыка великое подспорье для души. Ho, за всем тем, это не значит, что не следует быть знакомым с историей и теорией музыки: это знание будет весьма полезно и для самой музыки, и для общего развития. Однако, еще раз предупреждаю тебя, как и ранее неоднократно. Чтобы ты не разсчитывала «старанием прибавить себе локоть роста» [2240] В твоем характере есть напор и нетерпеливость, ты хочешь натиском брать то, что дается лишь органическим ростом и приходит само в свое время, вылупляясь из оболочек, скрывавших от взора внутренний рост. He торопись, не предвосхищай не дарованного в настоящем, живи тем, что есть сейчас и в терпении надейся на будущее. Теперь, ты нахватываешь себе занятий, и того и другого и третьего сразу, а в результате может получиться, что ничего не будет усвоено и голова не выдержит. He горячись и не жадничай, все нужное придет. Работай в меру и оставляй силы и время для усвоения: ведь набивание головы без усвоения дело не только не полезное, но и прямо вредное. Усвоение же совершается во время отдыха, в тиши чувств, —даже в некоторой скуке: «fastidium est guies, —скука — отдохновение души». Старайся вдумываться в делаемое и усвояемое, старайся быть благодарной за то, что есть, а не роптать за то, чего нет, как в окружающем, так и в окружающих. Боюсь, ты недостаточно ценишь нашу дорогую мамочку, своих братьев и сестру й других. Бери от них то, чего никогда не получишь впоследствии, вероятно лучшее, что вообще сможешь получить в жизни. Ведь все другие дела—только приправа к отношениям с близкими, и когда нет этих отношений или когда они неполноценны, то никакая приірава, как бы она ни была изысканна, не насьгит души и будет казаться ненужной. —Спрашиваешь о линшх роста русский литературы. Напишу после, теперь голова тік забита и ра(отой и безпокойством, что трудно сосредоточиъ- ся. Хочу теб(отметить только мысль, высказанную Просперсм Мериме в ого переписке с Соболевским, а именно, что юя литература IIX века (русская и европейская) определяется двумя исходными центрами: В. Пого и Пушкиным, они — антигоды. Мериме считает, что от Пушкина идет течение здоровее, а от Пого ^естественное, болезненное и риторическое. Го последней лшии пошел напр. Достоевский, т. е. это все говоріт Мериме. Вероятно провести мысль Мериме до конца было бы затруднительно, но в ней есть какое‑то ценное ядро, над которым следует поразмыслить. Относительно генеалогии писателей обрати внимание на родственные связи славянофилов мех- ду собою и революционеров — между собою, причем последніе идут преим>щественно от декабристов (я говорю о деятелях XIX в., и пратом не самого конца). Крепко целую тебя, дорогая, поправляйся скорее, отдохни за лето, чтобы быть крепкей к зиме. Ведь лето коротко и надо пользоваться солнцем.