Письма с Дальнего Востока и Соловков
объемные содержания в смеси обеих фаз. Можно определять диэл. коэф–ты и непосредственно в смеси нескольких минералов, если можно изменить количественное соотношение минеральных фаз между собою. — Присылаю вам: 2 образца оленьего мха, розовый сфагнум (он при сушке побледнел, веточку вереска и росянку). Растения эти сохраните на память, лучше всего наклейте в тетрадку. — Давно уже не получаю от тебя новых писем. Думаю, вы уже начинаете после лета собираться дома. Ты писала о Наташе, м. б. хочешь, чтобы я написал ей? Постарайся сделать, чтобы дети, когда вместе, обсуждали виденное ими во время путешествий и прогулок и таким образом обогащались сведениями о природе. Крепко целую тебя, дорогая, и знай, что всегда мыслями с тобою и при тебе. Получила ли портрет и понравился ли он тебе, если получила.
Дорогой Васюшка, самое хорошее, что есть на Соловках— это здешние болота и торфяники. Хотя мне они интересны и сами по себе, но кроме того надо к ним приглядываться в связи с ведущейся работой по использованию торфов. Часть этих образований—гипновые, но большинство — сфагновых. Я мог бы начать по Гоголю: «Знаете ли вы, что такое сфагновое болото? Нет вы не знаете сфагновых болот». Ho Гоголь писал декорацию, а я хочу описать действительность. Прежде всего, это—сплошь покрытое перинами и подушками. Идешь—и почти проваливаешься в мягкую, упругую массу, мощностью где ½ м, где и 2—2½ м. Эта масса состоит из чистейшего, неразложившегося, ничем не загрязненного сфагнума. Стыдно бывает ступать ногою на та:<ую роскошь, на сырье такого качества. Поверхность торфяника бледно–бледно–зеленая, гип- новые же мхи—сочнозеленье. Местами — поросли белого, с чуть–чуть грязнозеленоватым оттенком, оленьего мха (собственно лишая) разных видов. Местами лежат, словно роскошные бархатные подушки, выпуклые ярко–алые поросли особого сфагнума, по–видимому Мелколистного (Sphagnum parvifolium). А на этих подушках приютились, гоже алые, мухоловки–росянки. На сфагновом покрове произростают *: морошка, листья которой уже принимают цвет темного бордо, с янтарно–розовыми, легко опадающими ягодами; милый, сейчас весь в цвету, бледно–пурпуровом, вереск изящнолистный; трогательная с мелкими, словно кукольными, листочками карликовая береза (Betula папа); иногда маленькие сосенки; кое–где крупные деревья; грибы; всюду—словно проволочные (из эмалированной проволоки) стебли клюквы. Где посуше—черника, голубика и брусника. Короче, везде представители благородного семейства вересковых. Красные ягоды вороньего глаза, которого здесь без конца. Чернуха. На торфяниках довольно сухо, настоящие же болота‑как губка, пропитанная водою, местами окна, 30 х 50 см, и больше. Над гипновыми мхами словно хлорная завеса хвощей. В материалах по элементам воздушн. деполяризации ты найдешь рисунки строения сфагновых мхов; разсмотри их сам и покажи маме и детям, особенно Мику. Замечательно развитие внутренней поверхности и сосуды для. хранения влаги, построенные по принципу жаменовских капиллярных трубок. Сфагновые мхи продолжают свой рост на уже отмерших частях самих себя и из своего прошлого заимствуют минеральное питание, только отсюда. Этим объясняется удивительно малая зольность сфагновых торфов, которая, вместе с особенностями морфологии (анатомии) навела меня на мысль об использовании этих торфов для элементов воздушн. деполяризации. Крепко целую тебя, дорогой. Каковы результаты твоего путешествия?
Дорогой Мик, получил твой рисунок василька. Ты нарисовал его красиво, но я скажу тебе, как надо подходить к рисунку, чтобы он получался разумным. Прежде, чем начал рисовать, надо всмотреться и вдуматься в изображаемое, т. е. понять соотношение его линий и поверхностей, а не механически копировать то, что видишь. Например, рисуешь цветок: ты должен его не срисовать, а заново сотворить на бумаге. Для этого сообрази, какими основными линиями определяется его строение и сперва построй эти леса, этот каркас. Напр., установи, что форма вписана в круг или в квадрат. Помнишь, я объяснял тебе, как построен цветок рододендрона? (На след, странице я изобразил тебе последовательные стадии этого рисунка). Затем сообрази, каковы оси симметрии данной формы и так постепенно подходи к подробностям. Если же будешь итти не от общего, а от частностей, то в них запутаешься, и общее будет искажено. Общее — это то, что ты воспринимаешь прежде всего. Тут не удалось нарисовать как следует, но думаю, что понял, в чем дело. — Писал я тебе как‑то об ондатрах. Их живыми, вероятно для разводки, посылают в специальных клетках. В каждой клетке по 4—5 отделений с двойным полом, кормушкой и всякими приспособлениями. Попробуй разрезать гриб, который поплотнее, вдоль и поперек, пойми его устройство, направление волокон, сосудов, споровых трубочек и т. д. и изобрази все это, лучше в крупном масштабе, чтобы можно было передать четко. Научись также строить графики на клетчатой бумаге. Крепко целую тебя, дорогой. Понемногу пишу для тебя «Оро», но пишется плохо. Все же хотелось бы к зиме закончить песнь первую.
Дорогой Олень, хотелось бы думать, что твои головные боли умирились. Я писал или маме, или тебе, чтобы ты принимала AЛЛИЛACAT — Essentia Alliisativi, т. е. особый препарат из чесночного сока, но не знаю, получили ли вы это письмо. Непременно попробуй принимать, даже если боли прошли. Напишу тебе в этом письме об А. Белом. Отец его, мой учитель, был очень замечательный человек, однако у нас недостаточно оцененный, петербуржцами просто затираемый, а ныне втаптываемый ими же в грязь. Однако я знаю, что американские математики изучали рус. язык специально для того, чтобы прочесть работы Н. В. Бугаева. Мать А. Белого (я хорошо знал А–дру Дм–ну, ее знала также С. И.) обладала сатирическим умом и музыкальными способностями. А. Белый воспитывался на музыке, хотя сам и не иіграл. (Да, я вспомнил, ты что‑то пишешь о «сестринской школе», но я не понял. Мама ничего об этом не сообщала мне. Если это что‑то относящееся к уходу за больными, то я безусловно против). От отца он унаследовал склонность к философии и к схемам, но очень неудачно, почти карикатурно, и эта склонность задавила в нем поэта. От матери музыкальность, что было положительным, и сатирическое направление ума, тоже поведшее его ложными путями. В А. Белом были несомненные искры гениальности (я строго различаю гениальность, как восприятие и создание совершенно новаго и по–новому, от талантливости, как способности оформлять уже существующее), но не было достаточно талантливости. Отсюда внутренняя драма А. Белого. Он, как никто, видел мир в аспекте мифа, он создавал или возсоздавал миф. И когда он делал это непосредственно, его гениальность светила пучками ярких лучей, даже физически я воспринимал эти лучи. Ho А. Белый бьіл недостаточно умен для своей глубины, он не имел сил выразить ее самостоятельно и потому всю жизнь искал чужих форм и способов выражения, чуждых себе, стараясь втискать в эти, в сущности враждебные себе схемы, свое подлинное. То это было ницшеанство, то кантианство, то коге- нианство, то синдикализм, то антропософия и т. д. И свои ценности он, много стараясь и много работая, лишь портил, затемнял и уродовал. В свои лучшие времена А. Белый мне представлялся Ариэлем, духом воздуха, сотканным из звуков эоловой арфы, и восприятие им Мира было бездонно глубоко. Среди других людей, тонких и по своему глубоких, он проносился как дуновение горного ветра, всем отдаваясь и никем не задерживаемый. Ho эти вибрации постепенно затягивались корою условных неуклюжих схем, под которыми он задыхался — и задохся. Ему хотелось быть не ребенком, а взрослым, и маски взрослых, которые он надевал на себя, его погубили. Крепко целую тебя, дорогая.
Дорогой Кирилл, судя по расчетам мамы, ты уже должен вернуться домой, и я дожидаюсь разсказа о твоем путешествии. А пока мысленно спутешествую на место своего рождения, в Азербайджан. С удовлетворением я узнал, а потом вспомнил, что знал и ранее, о древней принадлежности Азербайджана Ирану. Азербайджан заселен армянами и т. н. татарами. Ho на татар это население ничуть не походит, как не походит и на тюрков, ка[ко]выми они считают самих себя. Это — парсы, т. е. персы, культурно подчиненные туркменами–завоевателями, утратили свой родной язык, хотя в глухих местечках и до сих пор сохранилась речь пехлевийская, т. е. древнеперсидская. Гениальный Зартушт (Зороастр), основатель парсизма в VII в. до нашей эры, родился не оч. далеко от Азербайджана: в Урмии. Это — мыслитель, которым не м. не гордиться человечество. Іеографические названия в Азербайджане — персидские. Напр. Ганджа (Елисаветполь) значит Клад; Баку, Badku‑be, значит Место, которое постоянно куют ветры, Наковальня Ветров; Балаханы и Сураханы получились либо из Balachane и Schurachane, т. е. Высокий Дом и Соленый Дом (chane — дом), либо из Balachan и Schurachan, Высокий и Соленый (или Возмущенный) Хан. Мне было приятно узнать значение названия Азербайджан, прежде (и теперь по персидски) Азэр–б0й–ган.
Тан значит место, город, напр, в слове Испаган; в армянский язык это слово вошло как кан, напр. Ленинакан—город Ленина. Арабы переделали ган в джан. EJi значит рождение.
Лзар — Огонь. Азарбайган — Огня рождения место, т. е. место, где рождается огонь: имеются в виду сураханские неугасимые огни и другие выходы естественных горючих газов из земли. Видишь, не напрасно я говорил о саламандре. До сих пор я ничего толком не знаю, была ли твоя работа в Радиевом Инст. временной или она постоянна. Точно также не знаю, совсем ли окончилась работа с твоим прежним руководителем. Напиши мне обо всем этом, а также о направлении и результатах твоей летней работы. Получил ли ты мои соображения о необходимости обратить внимание на Аламбаний, как химич. элемент, которому м. б., принадлежит какое‑то существенное участие в процессах жизни (по аналогии с прочими галоидами) и притом несмотря на сверхничтожные концентрации. Необходимо иметь в виду весьма вероятную радиоактивность алам- бания. Думаю немного заняться теоретическими соображениями о свойствах этого элемента, который меня очень занимает в качестве старшего галоида. Тебе же советую постепенно делать сводку свойств всяких редких и малораспространенных элементов и сопоставлять их между собою. На почве периодической системы, думается, можно получить еще не мало обобщений неизвестных. Между тем, участие этих редких элементов в жизни природы весьма велико, гораздо больше, чем обычно думают, ибо все процессы требуют специфических катализаторов. Крепко целую тебя, дорогой.
Дорогая Тика, 19–го августа улетела большая часть чаек. Оставшиеся дежурными при подростающих птенцах жалобно кричат. Недавно видел птенцов. Они выросли уже большие, с взрослую чайку, ходят важно, но оперенье их не белое, а серожелтое, пестрое. Смотри из окна, не увидишь ли как летят чайки, а м. б. и поговоришь с ними. Недавно смотрел, как чайка стучится, и очень настойчиво, в окно комнаты при библиотеке, во 2–м этаже. Окно наконец открыли. Чайка очень ловко подхватывала издалека бросаемые ей куски хлеба. Самое замечательное: она глотает такие куски сразу, какие тебе хватил бы каждый на обед; и не подавится! Видишь ли ты бабушек — Олю и Соню? Скажи бабушке Соне, если увидишь ее, что я часто о ней вспоминаю и последнее время очень ярко себе ее представляю, как если бы она стояла предо мною. Мамочка не могла вспомнить, как называется растение, пахнущее лимоном. Это — мелисса. Мне очень жаль, что мелисса не принялась у нас. М. б. ей слишком холодно в саду? Надо бы попробовать дать ей сперва окрепнуть в комнате, а на лето высадить в сад. Привез ли Кира чего‑нибудь для сада? Цвели ли лесные орхидеи, которые я посадил когда‑то около балкона? Жаль, что не насадил белых («ночных фиалок»). А здесь их было очень много, но пахнут они гораздо слабее, хотя и пьянее, чем у нас. Как идут твои занятия, наверно ты уже теперь хорошо подготовилась. А не подготовилась, так усвоишь после, — это придет в свое время. Играешь ли в 4 руки? Кланяйся бабушке и Микиной Кате, поцелуй Аню. Получил ли Вася картинку, которую я послал ему? Устроила ли ты школу для кукол? Напиши, какие у тебя теперь щечки, стали ли розовыми? Крепко целую их и тебя также, дорогая Тика.
г. Загорск (б. Сергиев) Московской области
Анне Михайловне Флоренской
Пионерская, 19
Флоренский Павел Александрович
Основн.