Личность и Эрос

417

Метафизика. Λ 1069 b 11-12, N 1, 1088 а 31.

418

См. Физика. Г I, 201 а 12-15: "τοῦ δὲ αὐξητοῦ καὶ τοῦ αντικειμένου φθιτοῦ ἐντελέχειαι αὔξησις καὶ φθίσις, τοῦ δὲ γενητοῦ καὶ φθαρτοῦ γένεσις καὶ φθορά, τοῦ δὲ φορητοῦ φορά" ("[Действительность] способного к росту и к противолежащему - убыли... есть рост и убыль; [действительность] способного возникать и уничтожаться - возникновение и уничтожение, способного перемещаться - перемещение"). Также Δ 3, 211 а 14-17: "τῆς κινήσεως ἐν τόπω τὸ μὲν φορά, τὸ δὲ αὔξησις καὶ φθίσις· καὶ γὰρ ἐν τῆ αὐξήσει καὶ φθίσει μεταβάλλει, καὶ ὃ πρότερον ῆν ἐνταῦθα, πάλιν μεθέστηκεν εἰς ἔλλατον ἤ μεῖζον" ("Это движение [относительно места] частью перемещение, частью же увеличение или уменьшение, так как и в случае увеличения и уменьшения происходит изменение [места] и, что раньше было здесь, перешло в меньшее или большее [место]").

Аристотелевское различение между (количественным) возрастанием и убыванием неживой материи и между рождением и уничтожением организмов находит, быть может, некоторое относительное соответствие в том содержании, которое современное естествознание вкладывает в терминыэнтропияиметаболизм. В сфере неживой материи энтропия - стремление частиц замкнутой системы к состоянию возрастающей неупорядоченности - переводит существующее в состояниепоследующего, которое всегда менее нетленно, чемпредыдущее. У живых организмов, образованных веществами с низким уровнем энтропии, в процессе метаболизма создается каждый раз новая упорядоченность, направленность которой противоположна той, что называется принципом энтропии: так, метаболизм, можно сказать, переводит существующее в состояниепоследующего, которое более нетленно, чемпредыдущее. Однако и каждая живая индивидуальность, несмотря на метаболизм, в конечном счете стремится к состоянию большей энтропии, то есть смерти.

419

См.: О возникновении и уничтожении. В 10, 336 а 15-336 b 16.

420

Idem, В 10, 336 b 2-3: "Причина непрерывности - в перемещении целого".

421

Idem, В 10, 336 а 25-26.

422

Физика. Δ 12, 221 а 30-221 b 3.

423

См. M. Heidegger, Sein und Zeit, II, 1: "Das mögliche Ganzsein des Daseins und das Sein zum Tode" ("Возможная целость присутствия и бытие к смерти"). Характерны формулировки на с. 245: "Das mit dem Tod gemeinte Enden bedeutet kein Zu-Ende-sein des Daseins, sondern ein Sein zum Ende dieses Seienden. Der Tod ist eine Weise zu sein, die das Dasein übernimmt, sobald es ist. "Sobald ein Mensch zum Leben kommt, sogleich ist er alt genug zu sterben"" ("Подразумеваемое смертью окончание значит не законченность присутствия, но бытие к концу этого сущего. Смерть - способ быть, который присутствие берет на себя, едва оно есть. "Едва человек приходит в жизнь, он сразу же достаточно стар, чтобы умереть""). - И на с. 250: "Mit dem Tod steht sich das Dasein selbst in einem eigensten Seinkönnen bevor" ("Co смертью присутствие стоит перед собой в его самой своей способности быть").

424

Таков смысл строк поэта Г. Сефериса: