Личность и Эрос

423

См. M. Heidegger, Sein und Zeit, II, 1: "Das mögliche Ganzsein des Daseins und das Sein zum Tode" ("Возможная целость присутствия и бытие к смерти"). Характерны формулировки на с. 245: "Das mit dem Tod gemeinte Enden bedeutet kein Zu-Ende-sein des Daseins, sondern ein Sein zum Ende dieses Seienden. Der Tod ist eine Weise zu sein, die das Dasein übernimmt, sobald es ist. "Sobald ein Mensch zum Leben kommt, sogleich ist er alt genug zu sterben"" ("Подразумеваемое смертью окончание значит не законченность присутствия, но бытие к концу этого сущего. Смерть - способ быть, который присутствие берет на себя, едва оно есть. "Едва человек приходит в жизнь, он сразу же достаточно стар, чтобы умереть""). - И на с. 250: "Mit dem Tod steht sich das Dasein selbst in einem eigensten Seinkönnen bevor" ("Co смертью присутствие стоит перед собой в его самой своей способности быть").

424

Таков смысл строк поэта Г. Сефериса:

Ὄπως τὰ πεῦκα

κρατοῦνε τὴ μορφὴ τοῦ ἀγέρα

ἐνῶ ὁ ἀγέρας ἔφυγε, δὲν εἶναι ἐκεῖ

τὸ ἴδιο τὰ λόγία

φυλάγουν τὴ μορφὴ τοῦ ἀνθρώπου

κι ὁ ἄνθρωπος ἔφυγε, δὲν εἶναι ἐκεῖ.

Как сосны

удерживают форму ветра,

Когда ветер умчался и уже не здесь,

Так и слова

хранят форму человека,

А человек ушел, уже не здесь.

Три Тайные поэмы

(Τρία κρυφὰ ποιήματα, Ἀθήνα 1966, σελ. 33).

425

См.: Об именах Божьих. IV, PG 3, 709 ВС.

426

Idem, IV, PG 4, 720 ВС.