Иустин Мученик -ДИАЛОГ С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ-Диалог с Трифоном иудеем -1. Однажды утром во время прогулки моей по аллеям
— Скажи мне, спросил Трифон: те, которые жили по закону, данному Моисеем, будут ли жить в воскресение мертвых, подобно Иакову, Еноху и Ною, или нет?
— Государь мой, отвечал я: когда я приводил слова Иезекииля: «хотя Ной и Даниил и Иаков будут просить за сынов и дочерей, не дастся им», но каждый очевидно спасется собственною своею правдою, то говорил, что и жившие по закону Моисееву также спасутся. Ибо в законе Моисеевом заповедано повинующимся ему исполнять то, что по природе хорошо, свято и справедливо, и сверх того предписано делать и то, что узаконено по жестокосердию народа; это и исполнили люди подзаконные. Поелику те, которые делали всеобщее, естественное и вечное добро, приятны Богу, то и они, подобно прежде их жившим праведникам Ною, Еноху, Иакову и другим, во время воскресения спасутся чрез Христа нашего вместе с теми, которые этого Христа признали Сыном Божиим, Который был прежде утренней звезды и луны и потом благоволил воплотиться и родиться от Девы из рода Давидова для того, чтобы чрез такое домостроительство победить коварствовавшего из начала змия и уподобившихся ему ангелов, чтобы смерть была попрана и во время второго пришествия Самого Христа совершенно потеряла всякую силу над верующими в Него и благоугодно живущими и потом уже не существовала, когда одни будут посланы непрестанно мучиться на суд и осуждение огненное, а другие будут жить вместе, свободные от страдания и тления, без печали и в бессмертии.
46. — Но если кто и ныне, — спросил меня Трифон, — захочет жить по закону Моисееву и вместе уверует в этого Иисуса распятого и будет признавать, что Он Христос Божий, что Ему дана власть судить всех без изъятия и царство Его вечно, то могут ли спастись и такие?
— Обсудим вместе, сказал я, нужно ли и теперь соблюдать все предписанное Моисеем?
— Нет, отвечал он: мы знаем, что, как ты сказал, ни агнца пасхального нельзя закалать где-либо в другом месте, ни козлов во время поста, как велено, нельзя приносить, ни всех других жертв.
— Итак, скажи сам, прошу тебя, сказал я: какие постановления можно соблюдать? тогда ты убедишься, что вполне можно спастись, не соблюдая и не исполняя этих вечных постановлений.
— Мы можем соблюдать субботы, отвечал он, — обрезываться, соблюдать месяцы, омываться, если прикоснемся к чему-нибудь запрещенному Моисеем, или после полового совокупления.
— Тогда, возразил я: могут ли по вашему мнению спастись Авраам, Исаак, Иаков, Ной, Иов и другие подобно им праведные люди, жившие до них и после них, — я разумею также: Сарра, жена Авраама, Ревекка, жена Исаака, Рахиль, жена Иакова и Лия и прочие подобные женщины, даже до матери Моисея, верного раба Божия? Ничего такого они не соблюдали.
— Разве Авраам и его потомки не были обрезаны'? отвечал Трифон.
— Знаю, сказал я: Авраам и его потомки были обрезаны; а почему дано было им обрезание, я подробно изъяснил прежде, и если сказанное доселе не убеждает вас, то еще исследуем этот предмет. Вы знаете, что ни один праведник до Моисея не соблюдал и не получал заповеди соблюдать ни одного из этих постановлений, о которых у нас теперь идет речь, кроме обрезания, получившего свое начало от Авраама.
— Знаем, сказал он, — и признаем, что они спасутся.
— Поймите, — опять я сказал, — что все подобные заповеди даны вам Богом чрез Моисея по жестокосердию вашего народа для того, чтобы вы, чрез эти многочисленные постановления, во всяком деле имели всегда пред глазами своими Бога и не решались на беззаконные и нечестивые дела. Так Бог велел вам носить на себе красный лоскут (Чис. 15:38-40), чтобы чрез него вы не забывали Бога; Он повелел вам еще носить ладанку (Вт. 6:6-8) из небольших полос пергамена с изображением букв, которые конечно, думаем мы, были священны; и это со стороны Бога было возбуждением вас к непрестанному памятованию о Нем и вместе служило обличением в душах ваших. А вы нимало не сохранили памяти о Богопочтении, и даже посредством этого не убедились не служить идолам: но во времена Илии, перечисляя не преклонивших колен Ваалу, Бог назвал только семь тысяч, и в книге Исаии обличает вас за то, что приносили детей своих в жертву идолам. Напротив мы за то, что не приносим жертв тем, которым некогда приносили, терпим ужаснейшие мучения, и радуемся, когда нас убивают, веруя, что Бог воскресит нас чрез Своего Христа и сделает нетленными, свободными от страдания и бессмертными. Но мы знаем, что установления, данные вам по жестокосердию народа вашего, нисколько не способствуют к праведности и святости.
47. — Но спасется ли, — спросил опять Трифон, — тот, кто, сознавая, что это верно, признал этого Христа, верует и повинуется Ему, сверх того захочет соблюдать и эти постановления?
— По моему мнению, Трифон, — сказал я, — такой спасется. если только не будет стараться всячески склонять к соблюдению того же и других людей, то есть язычников, чрез Христа обрезавшихся от заблуждения, и не будет утверждать, что они не могут спастись, если не будут соблюдать тех постановлений, как и ты сделал в начале нашей беседы, высказывая, что я не спасусь без соблюдения их.