Смех как зрелище

50 Житие Прокопия Устюжского, с. 8—9, 14. Судя по источникам, Новгород был «столицей» русского юродства.

51 ВМЧ, октябрь, дни 1—3, стб. 118—119

52 БАН, Устюжское собр., № 55, л. 24—24 об.

63 Там же, л. 27—27 об. «Слово „притча"в Древней Руси понималось в различных смыслах: уподобление, иносказание, притча, гадание, загадка, изречение, присловие, поговорка» (Ковтун Л. С. Русская лексикография эпохи средневековья, с. 157).

54 ВМЧ, октябрь, дни 1—3, стб. 92.

55 ГБЛ, собр. Ундольского, № 361, л. 6 об.

56 Там же, л. 7.

57 Кузнецов И. Я. Святые блаженные Василий и Иоанн…, с. 85.

58 Домострой Сильвестровского извода. СПб., 1902, с. 12—13.

59 Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903, с. 300—301. Ср. также: Веселовский А. Старинный театр в Европе. М„ 1870, с. 404.

60 Афанасьев А. Н. Народные русские легенды. Ред. С. К. Шамбинаго. М., 1914, № 26, с. 189—191. Сопоставление «Ангела» с устным преданием о Петре и Февронии см. в статье: Дмитриева Р. П. Древнерусская повесть о Петре и Февронии и современные записи фольклорных рассказов. — Русская литература, 1974, № 4, с. 99.

61 Житие Прокопия Устюжского, с. 57—58.

62 Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства, с. 186.

63 Житие Прокопия Устюжского, с. 242.

64 См., например, строгановскую икону начала XVII в. (Русский музей, ДРЖ 994).

65 См., например, икону XVI в., северного письма, — «Прокопий Устюжский с Варлаамом Хутынским» (Русский музей, ДРЖ 665). За консультации по иконографии юродивых, а также за помощь в подборе иллюстраций приношу искреннюю благодарность Л. Д. Лихачевой и А. А. Мальцевой.

66 Лотман Ю., Успенский Б. Новые аспекты изучения культуры Древней Руси, — Вопросы литературы, 1977,.№ 3, с. 162—163.

67 Житие протопопа Аввакума…, с. 60.