Letters to a provincial

И между теми, кого он назвал, у меня также оказались знакомые. Решившись воспользоваться его советом и выпутаться из затруднения, я попрощался и отправился сначала к одному из последователей г–на Лемуана.

Я стал его упрашивать объяснить мне, что значит иметь ближайшую способность сделать что–нибудь.

- Понять это нетрудно, — сказал он, — речь идет о наличии всего необходимого для действия, так, чтобы последнее не испытывало ни в чем недостатка.

- Стало быть, — сказал я ему, — иметь ближайшую способность переправиться через реку — значит иметь судно, гребцов, весла и все остальное, так что ни в чем нет недостатка.

- Очень хорошо, — сказал он.

- А иметь ближайшую способность видеть, — сказал я ему, — значит иметь хорошее зрение и быть при полном освещении. Потому что в темноте человек и с хорошим зрением не имел бы, по–вашему, ближайшей способности видеть, так как ему недоставало бы света, без которого нельзя видеть.

- Совсем по–ученому, — сказал он.

- И следовательно. — продолжал я. — когда вы говорите, что все праведные всегда имеют ближайшую способность соблюдать заповеди, вы хотите этим сказать, что они всегда имеют всю благодать, необходимую для исполнения их. так что, поскольку это касается Бога, у них нет ни в чем недостатка.

- Подождите, — сказал он, — они всегда имеют все необходимое для того, чтобы исполнять их, или. по крайней мере, чтобы просить об этом Бога.

- Я понимаю, — сказал я, — они имеют все необходимое для того, чтобы просить Бога о помощи, и им не нужно никакой новой благодати для того, чтобы молиться Богу.

- Да, — сказал он, — по мнению г–на Лемуана.

Чтобы не терять времени, я отправился к якобинцам[68] и вызвал тех, о которых я знал, что они — новые томисты. Я попросил их сказать мне, что это такое ближайшая способность. Не та ли это способность, которая не испытывает ни малейшего недостатка в средствах для деиствования?

- Нет, — ответили они.

- Но как же, отцы мои. если этой способности чего–нибудь не хватает, разве вы назовете ее ближайшей и разве скажете вы, например, что человек ночью и безо всякого света имеет ближайшую способность видеть?

- Да, разумеется, он имеет ее, по нашему мнению, если он не слеп.

- Пусть будет так, — сказал я им, — но г–н Лемуан понимает это совсем наоборот.

- Действительно, — сказали они, — но мы понимаем это так.

- Я с этим согласен, — сказал я им, — потому что никогда не спорю из–за слова, лишь бы меня предупредили, какой смысл ему придают[69]. Но, отсюда, я вижу, что когда вы говорите, что все праведные имеют всегда ближайшую способность молиться Богу, вы подразумеваете, что им нужна еще и новая помощь, без которой они никогда не станут молиться.

- Вот это отлично, вот это отлично, — ответили мне отцы, обнимая меня, потому что им нужна, кроме того, действенная благодать, которая дана не всем и которая определяет их волю к молитве, и отрицать необходимость этой действенной благодати для возможности молиться — ересь.

- Вот это отлично, — сказал я в свою очередь, — но, по–вашему, янсенисты — католики, а г–н Лемуан — еретик: янсенисты ведь говорят, что праведные имеют способность молиться, но что действенная благодать все–таки необходима, и это вы одобряете, а г–н Лемуан считает, что праведные молятся без действенной благодати, и это вы осуждаете.

- Да, — сказали они, — но г–н Лемуан называет эту способность ближайшею способностью.