Letters to a provincial
Филиппинами назывались знаменитые антимакедонские речи афинского оратора и политического деятеля Демосфена, принадлежавшего к партии противников объединения Греции под властью македонского царя Филиппа II.
Ф. Брюнетьер имеет в виду сочинение о. Ноэля, иезуита, Полнота пустоты, содержащее картезианские идеи о невозможности пустоты в природе. В 1646–1647 гг. между о. Ноэлем и Паскалем возникла полемика по этому вопросу (см. Кляус, с. 59).
Стоит добавить, что Паскаль не просто требовал объяснений от имени «света», но руководствовался при этом еще и мотивами попранного благочестия. Показ практических последствий казуистской морали был необходим, согласно автору Провинциалий, для спасения» «света», наставления на путь истинный, а не для повышения информированности или для упражнений рассудка. В Мыслях (фр. 588) о миссии весьма почитаемого Паскалем ап. Павла говорится, что апостол пришел обращать, а не убеждать с помощью знания и логики.
См. напр. Примечания Николя к 13–му Письму.
«Именно так» (лат.).
Перевод некоторых латинских цитат см. на с* 560. — O.Х.
Напиток на основе сладкого вина, в которое добавлялась корица и некоторые другие ингредиенты.
См. с. 468–469 наст. т.
Речь идет о папе Льве X, 1475–1521 (светское имя Джованни де Медичи, понтификат 1513–1521). При нем в курии царила необычайная распущенность, усилилась торговля индульгенциями и т. п.
Тридентский собор открылся 13 декабря 1544 г. н был посвящен выработке средств противодействия Реформации и сохранения католицизма. Продолжался с перерывами до 1563 г.
См. с. 275 наст. т.
См. прим. 11 к 17–й Провинциалии.
Основное произведение Молины (1588, in–4), классический образец казуистического «ослабления» морали. См. прим. 1 ко 2–й Провинциалии.
Деятельность Лессия в Лувене относится к 1585–1600 гг.
Ссылка на Евангелие от Матфея (11: 29–30) — «возьмите иго Мое на себя… ибо иго Мое благо, н бремя Мое легко».
«Пути Твои, Господи, укажи мне» (лат.) — ср. Пс. 118: 33.
О пробабилизме см. с. 112–117 наст. т.