Letters to a provincial

См. с. 275 наст. т.

См. прим. 11 к 17–й Провинциалии.

Основное произведение Молины (1588, in–4), классический образец казуистического «ослабления» морали. См. прим. 1 ко 2–й Провинциалии.

Деятельность Лессия в Лувене относится к 1585–1600 гг.

Ссылка на Евангелие от Матфея (11: 29–30) — «возьмите иго Мое на себя… ибо иго Мое благо, н бремя Мое легко».

«Пути Твои, Господи, укажи мне» (лат.) — ср. Пс. 118: 33.

О пробабилизме см. с. 112–117 наст. т.

Здесь имеются в виду попытки янсенистов в своей критике иезуитского пелагианства не впасть в другую крайность — фатализм & 1а Кальвин, поскольку для последователей автора Августина было существенно важным сохранить свое единство с католической церковью. Объективно позиция сторонников Янсения была ближе к кальвинизму, так что раздававшиеся со стороны иезуитов обвинения янсенистов в ереси имели под собой почву, а пять осужденных Римом положений Янсениевой доктрины действительно содержались в сочинениях епископа Ипрского. (Однако нельзя не учитывать, что официальное учение католической церкви в этом вопросе допускает самые различные интерпретации.) Янсению вменялись в вину следующие тезисы:

1. Праведные не могут исполнить некоторые из заповедей Божьих, опираясь лишь на те силы, которыми они располагают в данный момент, невзирая на наличие у них соответствующих волн и стремления; способность и неспособность здесь зависят лишь от божественной благодати.

2. Пребывая в состоянии падшей природы, люди никогда не обладают возможностью противиться внутренней благодати.

3. Моральные или аморальные поступки в природном состоянии не требуют для человека наличия свободы, отъединенной от внутренней необходимости; достаточно свободы, избавленной от содействия или принуждения извне.

4. Хотя полупелагиане допускают необходимость предварительной внутренней благодати для всех благих деяний и даже для возникновения веры в душе человека, они — еретики, ибо желают, чтобы воля могла сопротивляться или способствовать благодати.

5. Полупелагиане заблуждаются, когда говорят, что Иисус Христос умер и пролил свою кровь за всех людей.

Хотя, справедливости ради, следует заметить, что янсенисты всегда стремились быть «добрыми католиками» и отрицали какую бы то ни бы–ло связь Своей доктрины с доктриной кальвинизма (см. напр. с. 375–383 наст. т.). Что касается вопроса о благодати, то янсенисты в нем просто избегали последнего логически напрашивающегося вывода. Если невозможно ничего сделать без соответствующего наличия и отсутствия божественной благодати, то следует, скорее, подобно лютеранам, говорить о «рабстве»-, нежели о свободе воли. Янсенисты же, пытаясь сохранить верность догматам католической церкви, старались совмещать ответственную свободу поступка и всеобъемлющую благодать, посылаемую Провидением.

Мф. 7: 14 — «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».