Letters to a provincial

108

См. напр. Мысли, фр. 547 и 566.

109

Согласно Эпикуру, жизнь богов является идеально благой и счастливой, поэтому они не мо|ут иметь ни привязанностей, ни антипатий; они вообще живут в промежутках между мирами, как бы подчеркивая свою отстраненность от всего несовершенного. Поэтому они не помогают и не вредят, а, стало быть, молиться им могут лишь крайне грубые и необразованные люди.

110

См. Ис. 9: 2; Лк. 1: 79.

111

1 Тим 1: 12–13 — «Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был гонитель и хулитель и обидчик, но помилован, потому что так поступал по неведению, в неверии» (см также Флп. 3: 6).

112

Лк. 23: 33–34.

113

1 Кор. 2: 8.

114

Ин. 16: 2–3.

115

Лк. 12: 47–48 — «Раб же тот. который знал волю господина своего и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много, а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше».

116

Августин, Исповедь, X; ХХХI 43.

117

1 Кор. 2: 3.

118

См. напр. Ии. 13: 38, Рим. 3: 4,10.

119

Паскаль не точно передает слова Аристотеля: «Иной мог бы принять сына за врага, как. например, Мерона». Об убийстве и речи нет так как, по преданию, Мерона своевременно узнала спою ошибку.

120

Бл. Августин.

121

«Imago primi saecuti societatis Iesu» etc. («Изображение первого столетия Общества Иисуса»), Антверпен, 1640 — это панегирик деятельности Общества, составленный к столетнему юбилею (1540-1640).