Letters to a provincial

157

Малые четки (chapelet) состоят из 50 шариков для Ave Maria (Богородице Дево, радуйся), разделенных пятью Гюлее крупными шариками, на которых читается «Отче наш». Большие четки (rosaire) состоят из 15 десяткой.

158

Распоряжение это вызвано возмутительными сочинениями иезуитов, которые поощряли и одобряли покушения на жизнь Генриха 111 и Генриха IV (1593, 1594. 1603, 1610).

159

Аd majorem Dei glonam — девиз Общества иезуитов.

160

Ср. Монтень, I, 26, с. 150-151.

161

В издании 1898 г. указывается, что «Паскаль здесь совершен но неверно передает термин подвижников acedia (уныние, прекращение живого религиозного чувства) с помощью слова леность (pigritia)».

162

Это не знаменитый Томас Санчес, иезуит, а другой казуист, Хуан Санчес, который не был иезуитом.

163

Среди максим самого Паскаля можно найти следующую: «Нужно иметь заднюю мысль и по ней судить обо всем, говоря при этом одинаково с народом» (Мысли, ф.336). Вольтер в одном из своих примечаний к изданию Мыслей 1778 г., осуществленному Кондорсэ, всячески порицал Паскаля за подобное мнение, которое, по Вольтеру, скорее могло бы приличествовать какому-либо иезуиту, нежели автору Провинциалий.

164

An liceat copula ante benedictionem? Licet, into auquando expedit, отвечают многие казуисты, истолковывая по–своему слово benedictio в угоду местным обычаям.

165

Тут разбирается вопрос, в каких случаях поцелуи между лицами разного пола и возраста — смертный грех.

166

Катулл: Carmen 62, 60–65.

167

«Женщины не совершают смертного греха, если надевают на себя излишние украшения или носят платья, настолько открытые, что можно видеть их грудь, или даже если они совсем открывают ее, но делают это только по обычаям страны, а не с дурным намерением». (Из соч. иезуита о. Симона Лeco — Lessau).

168