Мысли

516. Язычников, равно как плотских иудеев, пости­гают несчастья, постигают они и христиан. Для языч­ников нет Искупителя, ибо им неведома даже и надежда на Него. Для иудеев нет Искупителя, они тщетно на­деются на Него. Искупитель есть только для христиан (прочитайте “Непрерывность”).

517. Во времена Мессии этот народ разделился. Те, в ком жила душа, последовали за Мессией, те, в ком жила только плоть, остались как свидетели Его прише­ствия.

518. Если бы все иудеи были обращены Иисусом Христом, до нас дошли бы лишь не внушающие до­верия свидетельства. Если бы все иудеи были истреб­лены, до нас вообще не дошло бы никаких свиде­тельств.

519. Иудеи не признали Его, но не все: святые приняли, плотские отвергли. И ореол Его славы не только не померк из-за этого, но, напротив того, воссиял небывалым светом. Единственный приводимый ими до­вод — он содержится во всех их писаниях, в Талмуде, в поучениях раввинов — сводится к тому, что Иисус Христос не подчинил Себе народы вооруженной рукой, gladium tuum, potentissime[83]. Неужели этим исчерпыва­ются все их доводы? Иисуса Христа убили, говорят они; Он пал, Он не одолел силу язычников, не дал на растерзание нам их останки, не одарил нас их бо­гатствами. И это все, что они могут сказать? Но имен­но этим Он так любезен моему сердцу. И не надобен был бы мне тот, кого рисуют себе они. Яснее ясно­го, что они не пожелали признать Иисуса Христа толь­ко из-за собственной своей порочности, но именно этот отказ делает их столь безупречными свидетелями, бо­лее того — превращает в орудие свершения предска­занного.

520. Иудеи, не признав в Нем Мессию, убили Его, тем самым с несомненностью доказав, что Он — Мес­сия, а потом, продолжая упрямо отвергать Иисуса Хрис­та, стали безукоризненными свидетелями Его пришест­вия: и этим убийством, и этим все длящимся непризна­нием Мессии они осуществили предсказанное.

521. Чем Ему могли повредить Его враги иудеи? Признав, они подтвердили бы, что Он — истинно Мес­сия, ибо это значило бы, что в Нем зрят Мессию хра­нители обетования Его пришествия; отвергнув — при­знали бы самим этим отвержением.

3. Предсказания. Надежды на пришествие Мессии

Убедительная сила пророчеств. Предсказания и их исполнение

522. И венец всему — предсказание, дабы уже ни­кто не мог утверждать, что все это — дело случая.

Тот, кому осталось жить одну неделю, не согласится, что правильнее всего считать, будто случай здесь ни при чем.

Меж тем, если бы страсти не держали нас в пле­ну, мы понимали бы, что неделя у нас в запасе или сто лет — от этого ровным счетом ничего не меня­ется.

523. Пророчества лишь тогда становятся понятными, когда они сбываются: точно так же смысл отшельни­чества, обетов воздержания, молчания и т. д. понятен лишь тому, кто эти обеты исполняет и верует в них.

Иосиф столь внутренний в Завете столь внешнем.

Внешние знаки покаяния располагают к покаянию, идущему изнутри, равно как уничиженность располагает к смирению.