Мысли

562. Слово Господне равно не отличается и от Его намерения, ибо Он истинен, и от Его дела, ибо Он всемогущ; точно так же способы не отличаются от Его цели, ибо Он премудр. Берн., ult. serm., in Mis­sus[92].

Блаженный Августин, De civ. Dei, V, 10. Это пра­вило всеобъемлющее: Господь может все, кроме того, что было бы отрицанием Его всемогущества: Он не может умереть, быть обманутым и т.д., солгать и т.д.

563. И тем не менее этот Завет, сотворенный, чтобы ослеплять одних, а другим открывать глаза, даже и в тех, кого Он ослепил, запечатлевал истину, которую должны были постичь другие. Ибо зримые блага, ко­торыми Господь осыпал их, столь великие и Божест­венные, не оставляли сомнения в Его власти даровать блага незримые и ниспослать Мессию.

Ибо природа — образ благодати, а зримые hv деса — образы чудес незримых. Ut sciatis... tibi dico: Surge[93].

Пророк Исайя (LI) говорит, что Искупление будет подобно переходу через Красное море.

И вот, исходом из Египта через море, поражением царей, манной небесной, всей родословной Авраама Гос­подь явил людям Свою власть даровать спасение, на­питать хлебом небесным и т.д.; так что этот враждеб­ный народ есть образ и подобие того самого Мессии, которого он не признает, и т. д. — Так Господь научает нас тому, что все это — только образы, а также тому, что означает “истинно свободный”, “истинный иудей”, “истинное обрезание”, “истинный хлеб небесный”.

Киркерус и Уссериус.

В этих обетованиях Господних каждый находит то, что ищет в глубинах собственного сердца, блага бренные или блага духовные, Бога или смертных тварей, но с той разницей, что ищущие смертных тварей находят их, но тут же возникает ряд препон — запрет любить их, повеление поклоняться только Богу и любить только Его Одного — а это ведь одно и то же, — и, наконец, слова о Мессии, который приходил не для этих людей; меж тем ищущие Бога находят Его, и тут не будет никаких препон, будет лишь повеление любить только Его Одного и весть о Мессии, который в назначенные времена приходил, дабы даровать им столь желанные для них блага.

Следовательно, иудеи зрели чудеса, они внимали про­рочествам, которые потом сбывались, их Завет учил поклоняться только Богу и любить только Его одного, и вероучение это никогда не менялось. Значит, оно имело все признаки истинности: оно и было истиной. Но долж­но различать учение, которому следовали иудеи, от того, чему наставлял Завет. Это учение не содержало истины, хотя иудеи зрели чудеса и внимали пророчествам, и оно никогда не прерывалось, но не было в нем еще одного повеления: поклоняться только Господу Богу, любить только Господа Бога.

564. Завеса, скрывающая эти книги от иудеев, скры­вает их и от дурных христиан, и от всех, кто не исполнен ненависти к самому себе.

Но как приуготовлен к пониманию этих книг и к приятию Иисуса Христа человек, истинно себя ненави­дящий!

Как объяснить то, что одни признали в Иисусе Христе Мессию, а другие не признали

565. Образ сочетает в себе присутствие и отсутст­вие, удовольствие и неудовольствие. — У шифрованного письма два смысла: явный и тот, который именуют со­крытым.

566. Образы. — Портрет сочетает в себе при­сутствие и отсутствие, удовольствие и неудовольствие. Действительность исключает отсутствие и неудоволь­ствие.