«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

О м. Игумении. – Никакой пользы не принесет тебе то, что если бы ты показывала письма мои или говорила о них м. Игумении. К чему это?

Немирствуешь против келейницы м. Игумении. – Это явно, что ты по зависти немирствуешь. Сего бы не должно быть – зависти. М. Игумения хорошо относится к ней, и тебя это раздражает. Не надо кичиться пред другими. В очах Божиих она, может быть, ценнее тебя. Молитесь друг за друга, да исцелеете .

Относительно помыслов надо быть осмотрительней и с плачем вопиять: „Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя". С своей келейной надо обходиться помудрей, и послушание чтобы исполняла безпрекословно.

Поклоны исполнять по уставу Церкви, а не по своему мудрованию. Немощи ради есть исключение, но под видом немощи иногда скрывается леность. По „Отче наш" можно говорить „Молитвами св. отец".

Спрашиваешь о молитве. Как ее творить? – Когда какое есть желание. Но во время разсеянности устами вполголоса, т. е. слышали бы твои уши. А когда помыслы и все вообще мирное, то тогда лучше умом, со вниманием. Держи больше молитву устную со вниманием.

О высшей степени молитвы. – Нельзя ее проходить самочинно, без наставника опытнаго. Устную молитву всегда и за всяким делом можно творить, и в церкви. Пиши подробней о ходе молитвы.

Мир тебе.

178. Понуждай себя к исполнению заповедей и монашеских обетов. Против нечистых помыслов употребляй духовный меч – имя Божие. Не должно скрывать помыслы от духовнаго отца

М. Магдалина!

Милости Божией и душевнаго спасения желаю тебе.

Пишешь, что во всем неисправна. Надо покаяние всегда приносить Господу в своих неисправностях и понуждать себя к исполнению заповедей Господних и монашеских обетов. При [том] так же надо зазирать себя в неисправности, и считать себя хуже и грешнее всех, и смиряться пред Господом в сердце своем. Смирение заменяет недостаток дел. Против нечистых помыслов меч духовный употребляй – имя Божие. Покаяние надо приносить Господу. Не должно и от духовнаго отца скрывать. Обявляемые струпы скоро исцелеют.

В трудах твоих да поможет тебе Господь.

Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения

179. Перед началом молитвы приводи себе на память грехи и оплакивай их. Когда ощущаешь от молитвы радость и покой, считай себя недостойною сего дара Божия. Как молиться за обидящих

Достопочтеннейшая о Господе матушка казначея Магдалина!

Письмо твое получил и по немощи и недосугу отвечаю тебе вкратце.

Когда начинаешь молиться, приводишь себе на память грехи и оплакиваешь их. – Так и надо молиться. Затем иногда чувствуешь покой и радость и думаешь, что это от врага. Но от врага если и бывает радость, то, по замечанию св. Отцев, нестройная, не сообщающая душе мир и тишину. И не удивляйся тому, что Господь подает тебе в молитве мир и тишину, ибо не всегда бывает это по достоинству, а по недоведомым судьбам Божиим. И потому, когда будешь ощущать такую радость и покой, считай себя всячески недостойною сего дара Божия и всячески укоряй себя пред Господом, что по нерадению своему не можешь удержать в себе этот дар, а вскоре теряешь его.

Во время усердной молитвы желаешь, чтобы тебя видели, как ты молишься. – Это бесы влагают помыслы тщеславия. Хорошо, что на них не останавливаешься. И впредь их должно презирать.

После молитвы Господней „Отче наш" можно говорить „Яко Твое есть Царство" сокращенно, так: „Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь". Или же: „Молитвами святых Отец наших".

С келейницей своей как обращаешься, так и обращайся. Когда она сердится, не говори с ней, пока сама на заговорит, конечно, не имея против нея злобы.

Испрашивая на тебя и на келейницу твою мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием