«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Письмо твое от 13 июня получил и посылаю ответ вместе с письмом к сестре Лидии. Часто писать к вам и неудобно, и недосужно.

Пишешь: я от кого-то слышала, что спасутся только те, которые предызбраны Богом. – Правда. Но почему некоторые предызбраны Богом ко спасению? – Потому что Бог Всеведущий от века знал и знает, кто из людей как будет жить, а потому и предопределил от века одних, проводящих жизнь в покаянии и смирении, к славе, а других, ленивых и не радящих о своем душевном спасении, к вечному мучению. При том из истории мы видим, что и самые суды Свои Господь переменяет при перемене обстоятельств. Например, Господь определил некогда истребить ниневитян. Но, когда ниневитяне проповедию Иониною покаялись, Он отменил Свой суд, несмотря на то, что пророк Божий уже изрек ниневитянам волю Божию: Еще три дня, и Ниневия превратится .

Касательно келейных правил. – У тебя какая-то неравномерность – то уж очень много набрала было себе правил, а то сехала на одне вечерния молитвы. По моему же мнению, не лучше ли тебе делать так: вечерния молитвы пусть остаются постоянным твоим правилом. А если в иной день время и обстоятельства позволяют, то к ним можно бы и еще что-либо прибавить – или акафист какой, или еще что.

Братья твои Владимир и Василий и сестра Вера – люди свободомыслящие. Жаль их. Но что же делать? Молись о них усерднее такою молитвою: „Устрой, Господи, о братьях моих и сестре (имена) полезное и спасительное по воле Твоей святой". Сестре твоей Вере, склонной к самоубийству, великую пользу могла бы принести искренняя и смиренная исповедь пред духовным отцем в своих заблуждениях.

Мир тебе и Божие благословение.

183. Молитва с самопонуждением – в нашей воле, а молитва с умилением – от Бога. Нельзя прекращать даже разсеянную молитву. Скрывай слезы от людей. За одно осуждение ближних душа может погибнуть

Достопочтеннейшая о Господе матушка казначея Магдалина!

Письмо твое от 11 июля получил. Пишешь, что от лености и от устали не исполняешь иногда молитвеннаго правила, так и засыпаешь, и просыпаешь. – Должно лень от устали отличать. Если устала и заснула от безсилия, то укоряй себя больше пред Богом, и кайся, и смиряйся. Если же ты не устала, а просто не хочется молиться, то это уже лень, тут должно понуждать себя к молитве, хотя бы она была и разсеянная. Молиться с самопонуждением состоит в нашей воле, а молиться с умилением зависит от Бога. Мы же должны молиться молитвою, какою можем, а за самопонуждение Бог даст и умиление в свое время, когда Ему благоугодно будет.

Еще пишешь, что во время молитвы некоторыя слова особенно трогают и ты повторяешь эти слова по несколько раз, а затем молишься своими молитвами или словами. – Такой способ моления не отрицается, а напротив, затворник епископ Феофан поощряет к такой молитве. Или так только плачешь, ничего не читая. Все-таки должно плакать, хоть с мыслию, что безмерно прогневала грехами Господа и боишься страшнаго наказания.

Разсеяваешься иногда при молитве Иисусовой. – Трудно, чтобы никогда не разсеяваться. Это свойственно только совершенным, а мы с тобой люди грешные. На языке, говоришь, молитва, а на уме Бог весть что, и потому думаешь, не оставить ли в таком случае молитву. – Нет, не оставляй. Лучше сухим хлебом питаться, нежели оставаться совсем без хлеба.

Слезы скрывай от людей, сколько можешь. По замечанию покойнаго Батюшки о. Амвросия одной монахине, можешь иногда кому-нибудь сказать, что у тебя появляются слезы от слабости нервов.

Чтобы помыслы тщеславные, как и другие худые, не приходили, это невозможно. А только следует с ними бороться и при помощи Божией отгонять их. Так ты и делаешь, и впредь так поступай.

Чтобы чувства были, а слез не было, этому научить тебя не умею.

Келейную твою жаль. Молись о ней усерднее, чтобы Сам Господь наставил ее на путь добра и истины. А когда будет передавать тебе сплетни, каждый раз замечай: „А помнишь, ты обещалась мне сплетни не передавать? Ведь за одно осуждение ближних могут погибнуть души наши". Пусть она от твоих замечаний и похворает несколько. Это не беда, для души ея полезно.