Блаж. Иероним Стридонтский-Четыре книги толкований на -Евангелие от Матфея к Евсевию-(I)-Предисловие-О том,

7 У пер. дана ссылка на: Песн 10, 4 - ред.

8 Песн 2, 9 - В новом Синодальном русском переводе: Друг мой похож на серну или на молодого оленя - ред.

9 Быт 2, 10-14.

10 Исх25; 10, 12.

11 У пер.: известность его в Евангелии - ред.

12 2 Кор 8, 18-ред. 8Ин13, 23; 21, 20. -ред. 9Ин 19,27.

13 Ин 13, 23; 21, 20. -ред.

14 Ин 19,27.

15 У пер.: давали отпрыск - ред.

16 Рим 3(?), 2 Кор 5(?). Вопросительные знаки в тексте Толкования - ред.

17 У пер.: ниспосланный с неба приступ - ред.

18 У пер.: который - ред.

19 Ин 1, 1.

20 Иез 1, 5, 10.

21 Мф 1, 1.

22 Мк 1, 3.

23 У пер.: в средине. По старому Синодальному русскому пер.: И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных (Иез 1,5)- ред.

24 Отк 4 и 5.

25 Отк 4, 7, 8.

26 У пер.: диктованию - ред.

Книга первая

Глава I. - Стих 1: Родословие27 Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. - У пророка Исайи мы читаем: род Его кто изъяснит?28 Не будем поэтому думать, что евангелист [или: Евангелие] противоречит пророку в том смысле, что евангелист29 начинает излагать то, что, по слову пророка30, изложить невозможно; потому что у первого, - пророка, - говорится о рождении по божеству, а у второго, - евангелиста, - о воплощении. А начал он с плотской стороны31 для того, чтобы через человека мы начали говорить о Боге.

Стих 2: Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его.

- Здесь порядок такой, в котором предки следуют за потомком; но здесь евангелисту необходимо было сделать перемену. Действительно, если он сначала поставил Авраама, а потом - Давида, то ему снова нужно было повторить Авраама, чтобы далее показать порядок происхождения. Вот почему он, пропустив остальных, назвал Спасителя первоначально сыном только этих [двух], потому что только этим двум дано обетование о Христе,- [именно]: Аврааму говорит: и благословятся в семени твоем все народы32 и Давиду: от плода чрева твоего посажу на престоле твоем33.

Стих 3: Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама. Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона. - Необходимо34 обратить внимание на то, что в родословной Спасителя не указывается ни одной святой женщины, а упоминаются только такие из них, которых порицает Священное Писание, чтобы показать, что Пришедший ради грешников, происходя от грешников, изгладил грехи всех. Поэтому и в следующих стихах указывается на моавитянку Руфь и Вирсавию (Bethsabee), жену Урии.