Два града

64.850      Карл Маркс как религиозный тип Булгаков: Два Града, 68

человека, особенно христианство в его буржуазной форме – протестантизме, деизме и т. д. – представляет самую подходящую религию"[126].

Это – Фейербах, переведенный только на язык политической экономии и, в частности, экономической системы Маркса. Как отголосок Фейepбaхa звучит и дальнейшее общее суждение о религии:"Религиозное отражение реального мира может вообще исчезнуть лишь тогда, когда условия практической будничной жизни людей будут каждодневно представлять им вполне ясные и разумные отношения человека к человеку и к природе. Общественный процесс жизни, т. е. материальный процесс производства, лишь тогда сбросит с себя мистическое покрывало, когда он, как продукт свободно соединившихся людей, станет под их сознательный и планомерный контроль"[127].

Мы видим на примере этих сужений – а это и все, что можно найти у Маркса в этот период, – что религиозная мысль Маркса от принятия догмата экономического материализма нисколько не усложнилась и не обогатилась, в ней по–прежнему повторяются положения, усвоенные от Фейepбaхa. Этот догмат не заставляет здесь от чего‑либо отказываться или заново

64.851      Карл Маркс как религиозный тип Булгаков: Два Града, 68

пересматривать, а оставляет все по–прежнему, давая лишь специальную формулу, которая специальный предмет новых научных занятий – политическую экономию – делает наукой всех наук, объявляет ключом ко всяким"идеологиям", т. е. ко всей духовной жизни человечества.

Коснемся в заключение того своеобразного отпечатка, который получил у Маркса социализм. И здесь мы должны констатировать, что наиболее глубокое, определяющее влияние Маркса на социалистическоедвижение в Германии, а позднее и в других странах проявилось не столько в его политической и экономической программе, сколько в общем религиозно–философском облике. Социал–демократическая партия, вообще политическая форма рабочего движения в Германии создана не Марксом, которому, собственно, принадлежит неудачная попытка отклонить его на ложный путь интернациональной организации (к ней призывает и"Коммунистический манифест"), но Лассалем, основавшим и окончательно поставившим на рельсы рабочую партию. Дальнейшее ее развитие и судьбы определились специфическими условиями прусско–германского режима и последующими историческими событиями, но отнюдь не влиянием Маркса. Правда, своими

64.852      Карл Маркс как религиозный тип Булгаков: Два Града, 68