Два града
64.889 Народное хозяйство и религиозная Булгаков: Два Града, 121
XVII века завещала своей утилитарной наследнице прежде всего необычайно спокойную, – мы смело можем сказать, – фарисейски спокойную совесть при наживании денег, если оно только совершается в легальной форме. Возникает специфически буржуазная профессиональная этика. Силою религиозного аскетизма воспитаны были для буржуазного предпринимателя трезвые, совестливые, необыкновенно работоспособные, привязанные к труду как к богоугодной цели жизни и чувствующиесвою ответственностьперед ними рабочие, отцы современного"пролетариата".
"Пуританин хотел быть профессионалом, – заключает Вебер, – нам приходится быть им". Теперь хозяйственный космос не нуждается в подпорках; он принудительно, даже и без особенных внутренних мотивов и оправдания, заставляет подчиняться тому разделению труда, тому ажиотажу, который принимает нередко хаpaктep неудержимой страсти и спорта. Но и до сих пор новое колоссальное здание держится на старом фундаменте.
"Из школы пуританизма, – замечает Шульце–Геверниц, – англо–саксонский мир вынес половую, национальную и социальную дисциплину, составляющую противовес капиталистическому духу. Англия достигла
64.890 Народное хозяйство и религиозная Булгаков: Два Града, 122
господства, между прочим, потому, что превосходила конкурентов чистотой семейной жизни, готовностью жертвовать из любви к отечеству, чувством социальной ответственности. Превосходство англо–саксонского типа основано на капиталистической, половой, национальной и социальной дисциплине"(1. с., с. 46 – 47).
Сознание пуританского понимания
предпринимательского долга и до сих пор не вполне умерло в современных представителях англо–саксонскогокапитализма[148].
Таковы общие заключения новейших исследователей ранней истории капитализма. Нельзя не выразить сожаления о том, что подобного рода исследования почти совершенно отсутствуют относительно русской хозяйственной жизни, в частности, истории русской промышленности."Экономизм", одинаково свойственный и нашему народничеству и неомарксизму, не располагал к изучению духовных факторов экономического развития. Мaтepиaл подобных исследований в семейных архивах, в исторических и статистических данных, надо думать, нашелся бы изобильный. Исследования из истории русской промышленности в связи с духовными биографиями и всей бытовой обстановкой русских
64.891 Народное хозяйство и религиозная Булгаков: Два Града, 122