Блаж. Иероним Стридонтский-Четыре книги толкований на-Евангелие от Матфея к Евсевию-(II)-Книга вторая-Глава XI.

зачем ты усомнился? так как он на малое время обнаружил страх; то что должно сказать нам, не имеющим даже и малейшей частицы этой малой (modicae - умеренной) веры?

Стих 33: Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. - Когда по одному знаку [Господа] наступила тишина, иногда наступающая после страшной бури и случайно, - корабельщики и гребцы исповедали, что Он есть поистине Сын Божий, и тем не менее Арий проповедует в Церкви, что Он есть сотворенное существо.

Стих 34: И, переправившись, прибыли в землю Геннисарет-скую. - Если мы будем знать, что на языке нашем значит слово Геннисарет, то мы поймем, каким образом Иисус под образом апостолов и лодки528 приводит к берегу Церковь, освобожденную от кораблекрушения гонений, и дает возможность успокоиться ей в самом тихом пристанище.

Стих 35: Жители того места, узнав Его, послали [известить] во всю окрестность ту. - Они узнали Его по слуху, а не по внешнему виду; или, может быть, они узнали Его по величию знамений, которые Он совершил между людьми, а по внешнему виду Он для весьма многих был даже совсем неизвестен. И посмотри, сколь велика вера жителей земли Геннисаретской: ведь они не довольствуются исцелением только бывших налицо, но посылают и по другим окрестным городам, откуда все стекаются к Врачу.

Стих 36 [окончание 35-го и 36]: И принесли к Нему всех больных, и просили Его, чтобы только прикоснуться краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись. - Те, которые имеют немощь, пусть не касаются всего тела Иисуса и всей одежды Его, а только края529 одежды Его; те, которые коснутся ее, будут здоровы. Под краем одежды понимай или самую малую заповедь, преступивший которую меньшим назовется в Царствии Небесном530, или же успение тела, вследствие которого мы приходим к Слову Божию и после того наслаждаемся Его величием.

Глава XV. - Стих 1 [и начало 2-го]: Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: Зачем ученики Твои преступают [или: обходят} предание старцев? -Удивительно неразумие книжников и фарисеев: они обличают

Сына Божия в том, что Он не соблюдает человеческих преданий и предписаний.

Стихи 1-2 (окончание 2-го): Ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. - Конечно, руки, т. е. дела, должны быть умываемы, но не дела тела, а души, чтобы в них пребывало Слово Божие.

Стих 3: Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете [или: обходите] заповедь Божию ради предания вашего? -Ложное обвинение Он опровергает вполне истинным возражением. Если, говорит, вы небрежете о заповедях Божиих ради предания человеческого, то почему считаете необходимым обличать Моих учеников за то, что они мало ценят приказания старцев ради сохранения того, что установлено от Бога?

Стихи 4-10: Ибо Бог заповедал: "почитай отца и мать"; и: "злословящий отца и мать смертью да умрет". А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: "Дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался", тот может и не почтить отца своего или мать свою. Таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исайя, говоря: "Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня531. Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим"532. И, призвав народ, сказал им: Слушайте и разумейте. - Под почитанием в Писании разумеются не столько приветствия и исполнения обязанностей, сколько милостыня и принесение даров533. Вдовиц, - говорит апостол, почитай, истинных вдовиц534; здесь под почтением разумеется дар. И в другом месте: Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении535. Этим повелением нам также заповедано, чтобы волу молотящему мы не закрывали уст536, и трудящийся достоин своей награды537. Господь дал эту заповедь, или напоминая о слабости, или о преклонном возрасте, или о бедности родителей, чтобы сыновья почитали родителей своих, даже оказывая им помощь в необходимом для жизни. Книжники и фарисеи, желая извратить эту попечительнейшую заповедь Божию, - чтобы под именем благочестия ввести нечестие, - учили нечестивейших сыновей, что если бы кто по обету захотел Богу [истинному Отцу] посвятить то, что должно быть принесено родителям, в таком случае приношение Богу пусть будет предпочтено дару для родителей. Конечно, может быть и то, что сами родители, видя посвященное Богу и опасаясь, как бы не подпасть осуждению за святотатственное деяние, переносили бедность. Но при этом бывало так, что приношение детей, - под видом приношения в храм Божий, становилось прибытком священникам. Это нечестивейшее предание фарисеев происходило [и] из другого [или: такового] побуждения. Многие, взяв в долг чужие деньги и не желая возвратить вверенное им, передавали [его] священникам, чтобы требуемые от них деньги были употреблены на служение в храм и на их нужды. А может быть, что изречение: Дар, который от меня, поможет тебе имеют в кратких словах следующее значение. Вы, говорит Он, побуждаете детей, чтобы они говорили своим родителям: "Отец, мать! Тот дар, который я намереваюсь принести Богу, я трачу538 на твое пропитание, и он поможет тебе", чтобы они [отец и мать], боясь взять то, что, - как им известно, _ предназначено для Бога, предпочитали проводить жизнь в недостатке, чем питаться от того, что посвящено.

Стих 11: Не то, что входит в уста, оскверняет человека [communicat - приобщает к другим, низводит в ряды обыкновенных людей, унижает, или же: сообщает что-либо человеку]; но то, что выходит из уст, оскверняет человека. - Слово communicat [в таком значении] свойственно только Священному Писанию и не встречается в общеупотребительном языке. Народ иудейский, хваставшийся тем, что он есть наследие Божие, нечистыми (communes - общеупотребительными) яствами называет те, которыми пользуются все люди. Например: свиное мясо, черепокожих животных, зайцев и животных, которые не имеют раздвоенных копыт, не отрыгают жвачки, а из рыб тех, которые не имеют чешуи. Посему в Деяниях апостолов и написано: Что Бог очистил, того не почитай нечистым (commune)539. Итак общеупотребительное (commune) это есть то, что доступно остальным людям, и называется оно нечистым, как бы потому, что оно не от удела Божия. Не то, что входит в уста, оскверняет человека: но то, что выходит из уст, оскверняет человека. Благоразумный читатель возразит и спросит: "Если входящее в уста не оскверняет человека, то почему мы не употребляем в пищу идоложертвенного?" И апостол пишет: Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую540. Но таким указанием нам дается знать, что хотя самая пища и всякое Божие творение само по себе чисто, тем не менее призывание идолов и демонов делает их нечистыми.

Стих 12: Тогда ученики Его приступивши сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? -Одной [этою] речью было сокрушено все суеверие, связанное с иудейскими преданиями, вследствие которого они полагали [или: полагают], что их вера заключается во вкушении одних яств и отвержении других; а так как в писаниях церковных слово соблазн (scandalum) употребляется очень часто, то мы вкратце объясним, что оно значит. Слова ?????? и scandalum мы можем выразить словами: преткновение541, препятствие, или: обрыв, или: толчок ноги обо что-нибудь. Итак, когда мы говорим: "Кто соблазнит кого-либо из малейших сих", то разумеется, что он словом или делом подал кому-нибудь повод к падению.

Стих 13: Но Он сказал в ответ: Всякое насаждение, которое насадил не Отец Мой небесный, будет вырвано с корнем542. -В Священном Писании даже и то, что кажется простым (plana), наполнено тем, что вызывает вопросы543 (plena sunt questionibus). Всякое, — говорит Он, - насаждение, которое насадил не Отец Мой небесный, будет вырвано с корнем544. Таким образом, будет как будто вырвано с корнем и то растение545, о котором говорит апостол: Я насадил, Аполлос оросил влагою546. Но это недоумение разрешается тем, что у апостола следует далее: Но возрастил Бог547. Говорит также он и так: Вы Божия нива, Божие строение. И в другом месте: Мы соработники у Бога548. А если они - сотрудники, то значит, когда насаждает Павел и орошает влагой Аполлос, вместе с этими сотрудниками насаждает и орошает Бог. Этим местом злоупотребляют те, которые признают разную природу549 [у людей], рассуждая так: "Если растение, которое насадил не Отец, будет с корнем вырвано, то, следовательно, насажденное Им, не может быть вырвано с корнем". Но таковые пусть услышат следующее слово Иеремии: Я насадил тебя как благородную лозу, - самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы550. Правда, Бог насадил, и никто не может искоренить Его насаждения. Но так как это насаждение производится в собственной свободе человека, то поэтому и не может никто другой вырвать его с корнем, если только сама она не изъявит на это согласия.

Стих 14: Оставьте их, они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. - Это то же самое, что заповедал апостол: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден551. В этом смысле и Спаситель повелевает нечестивейших учителей предоставлять их свободе, зная, что их с трудом можно привлечь к истине и что они слепы, и увлекают слепой народ в заблуждения.