CONVERSATIONS WITH THE RUSSIAN PEOPLE

Журналист однажды обедал в одном доме. Четверо детей, сидевших за столом, после обеда обрались к Богу с такими словами: "Благодарим Тебя, Господи, — обед был хороший; сделай так, чтобы мы всегда благодарили Тебя"… Это было так ясно и непосредственно, так просто. Дети понимали, что они говорили.

В одном университете штата Огайо некоторые студенты затруднялись понять Божественную волю в связи с кровопролитием в Корее. В это время в Корее шли тяжелые бои. Обычно собрание студентов там бывает в доме того или иного профессора. На этот раз собрание было в доме ректора университета. "Почему Бог позволяет, чтобы люди убивали друг друга?" "Почему он допускает такой ужас?", — стали спрашивать студенты. Ректор ответил так:

— Когда Бог создал человека, Он сотворил не бездушную машину, не робота, Наиболее чудесным является, несомненно, то, что Бог создал человека существом самоуправляющимся… Бог дал нам, людям, как сынам Своим, свободу выбора… Мы свободны трудиться в Божием деле, либо идти против Бога. Можем признавать над собою власть Божию, но можем и отклонить ее… Из-за свободы своей мы не имеем права винить Творца всякий раз, когда мы создаем себе в мире трудности.

Один из встреченных журналистом людей сказал:

— Жизнь на земле является лишь периодом приготовления к жизни высшей. О богатстве, успехе и счастье в этом мире можно справедливо сказать: "Это всё мы не унесем с собой", за пределы земли. Но духовное богатство есть вечная ценность. Оно становится частью бессмертной души, и оно неистребимо.

Мудрость веры

В Библии, в книге Иова, есть такие строки: "И был день, когда пришли сыны Божий предстать пред Господа; между ними пришел и сатана" (Иов. 1, 6). И когда Господь стал хвалить Иова как непорочного, справедливого, богобоязненного человека, враг посмел сказать: "разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него… Но простри руку Твою и коснись всего, что у него — благословит ли он Тебя?" (9, 10, II).

И отдана была душа Иова на великое испытание. Вспомним лишь начало этого испытания. "И вот приходит вестник к Иову и говорит: волы пахали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча" (15). Приходит другой к Иову вестник: огонь спалил имущество других его детей и их самих…

Что же Иов сделал, услышав об огне, спалившем его достояние, о врагах, убивших его близких? Иов "пал на землю, поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал. Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!" (20–21).

Таков был ответ Иова на все утраты, им понесенные: "Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно!" Чудный гимн Творцу исшел из уст Иова. "Во всем этом, — кратко добавляет его книга, — не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге" (22).

"Неразумное слово о Боге", — как часто его люди произносят в мире и среди своей беззаботности, и среди своих страданий. И это неразумное слово о Боге, Творце миров есть нечто более страшное, чем все бомбы, войны и пожары…

Свое материальное имущество, свой жалкий скарб люди умеют спасать и легко заливают водой огонь, сжигающий их материальное благосостояние. Но когда раздается в устах человека ропотливое, кощунственное слово, направленное против великого Творца и Бога, сколь многие люди молчат, не протестуют, не останавливают кощунства, не усмиряют безумия, не заливают огня неверия словом веры и разума.

Вера Иова озарила небо и землю. Пусть материальный огонь спалил его имущество, он озарил истребительным своим светом только малый клочок аравийской земли. А слово, исшедшее из уст праведного Иова, слово его бесконечной преданности Богу до сих пор горит среди человечества, во всех веках истории.

И когда мы хотим выразить самые лучшие, самые глубокие свои переживания при потере чего-либо нам дорогого и ценного, мы говорим: "Господь дал. Господь и взял: да будет имя Господне благословенно"!