Православная антропология
Хотя плоть Адама создана из земли, она несоизмеримо сложнее не только земли, но и всякой другой плоти (1Кор.15:39).
Первоначальное библейское понятие "плоть" означает перстность, "то, что из земли". Однако человеческое тело, или плоть, не является чем-то презренным, животным, безобразным; напротив, тело прекрасно, несмотря на то, что оно из плоти.
"Бог дал нам тело из земли, чтобы мы и его возвели на небо, а не для того, чтобы через него и душу низвели в землю... "Я сотворил, говорит Он, прекрасное ТЕЛО (выделено мной. - А.Л.); даю тебе власть создать нечто лучшее: соделай прекрасную душу" [5].
Так святитель Иоанн Златоуст понимал замысел Творца. И еще:
"Человеческое тело, как и душа, суть художественные изделия Его человеколюбивого и благодетельного Промышления" [6].
"Когда увидишь красоту, величие, высоту... ты поклоняешься Создавшему столь прекрасное и чудное тело" [7].
Это слова святителя Фотия патриарха Константинопольского. Подобное говорил и преподобный Иоанн Дамаскин:
"Земное тело, сияющее божественным блеском, смертное тело, источающее славу Божества..." [8].
Обратите внимание: это слова о теле, но не о плоти. Здесь скрыт один из смыслов различия этих понятий. Тело есть форма, образ, оно выражает красоту, а не биологические механизмы и вещества, которые вместе именуются плотью.
Тело не только форма, не только состав членов, но еще и носитель черт, превосходящих естество. Отсюда и самая возможность телесной красоты. Она - выражение сверхъестественного в теле, образа Божьего.
Итак, тело, но не плоть, прекрасно, божественно, хотя и плоть
"Не лишена причастия художественной премудрости и силы Божией" [9] (Святитель Ириней Лионский)
4.2.2. Бессмертие и смертность плоти
Телесная природа человека смертна, но по дару причастия Святого Духа до грехопадения тело было избавлено от тления и смерти.
"Тело по естеству смертно... душа же - неумирающая, но когда отходит она, умирает тело" [10] (Святитель Афанасий Александрийский)
"Тело смертно и тленно" [11] (Святитель Иоанн Златоуст)
"Тело твое смертно, но бессмертна душа" [12] (Преподобный Нил Анкирский)
Грех прервал блаженное житие Адама, и
"...тело его [Адама] стало не только смертно, но и подвержено страданию" [13] (Преподобный Исидор Пелусиот)
"Бессмертность Адама проистекает вовсе не из природной нетленности его тела, а только из того, что он питался от древа жизни" [14] (Леонтий Византийский)
Господь лишил Адама "вкушения... от древа жизни" (Быт.3:22), что дало бы ему бессмертие тела.