Православная антропология
В древнецерковной антропологии этот факт был известен, но не осмысливался в полноте. А суть его в том, что постоянным и неизменным остаются в телесности собственно образ, структура, портрет, образ функционирования, генотип. Человек узнаваемый, идентичный сам себе в своей телесности не тождествен своему физико-химическому составу. Ведь состав - это постоянный поток вещества и это есть плоть. Но плоть - это еще и способы функционирования, скорость, интенсивность, характер, особенности и даже патология обмена веществ. Все эти процессы обеспечивают жизнь тела, а оно, хотя и растет, изменяется, стареет, остается именно тем телом, которое создано было в зачатии. Итак, в телесном составе человека мы должны видеть не мертвенно-материальный субстрат вещества человека, но живые потоки разных уровней.
Физико-химические и биофизиологические потоки (цепочки обмена веществ) мы можем отнести к термину "плоть", а фенотипические и генетические (геронтологические) - к телу. Это изменчивость разных скоростей, разных уровней мира. Есть в них моменты, разделяющие их по отношению к духу человека и его личности. Тело выражает образ (портрет) человека, плоть характеризует общую для людей природу [19].
Вообще изменчивость, присно подвижность телесного естества человека есть очень важный момент в понимании его психической и личностной жизни. Как мы увидим далее, здесь скрывается начало изменчивости психики (в том числе), страстей, болезней, старения и многого другого.
4.2.4.2. Черты образа
Телесность в значительной степени выражена в морфологии человека. Причем морфологию надо понимать в самом широком смысле.
Во-первых, морфология - это строение тела, в строении тела человека есть черты, выходящие за естественные нужды и естественные проявления. Так, прямое положение тела, по мысли древних отцов, раскрывало в человеке его исключительность. Вот как говорил святитель Иоанн Златоуст:
"Тело человека отлично от тел животных по своему прямому положению" [20]
Голова доминирует над телом, что указывает на равенство ума и духа над плотью. Самое высокое, но вместе с тем достаточно безопасное положение занимают глаза - наиболее дистантный орган чувств. Сама фигура есть выражение достоинства и величия. В то же время мимика и позы тела - это особый язык, который характерен для своей эпохи, своего культурного слоя и т.п.
Во-вторых, морфология - это пространство вокруг тела человека, оно оформлено, т.е. имеет форму. Форма антропоморфного пространства отражает функциональный уровень органов чувств, деятельность, социальные аспекты, но, главным образом, оно приспособлено для человеческого тела. Все вокруг нас отражает нашу телесность. Мебель, ступеньки на лестнице, обувь, одежда, транспорт, дома, предметы техники и Церковь устроены по-человечески, т.е. исходя из строения человеческого тела, его размеров, удобства деятельности. Это и есть пространство, перенесенное из форм тела, - антропоморфное пространство.
В-третьих, морфология - это внутренние соотношения членов тела и органов между собою, это психофизика и соматопсихика. Об этом мы подробнее поговорим в главе о соединении души и тела.
4.2.4.3. Тело и плоть
Итак, что же различает понятия "тело" и "плоть"?
""Телом" называет апостол небо, солнце, луну [1Кор.15:40,41]... Не одно и то же [тело и плоть], не можем небесное назвать плотью, но телом называем" [21] (Адамантий)
Эти слова автора, чье настоящеее имя неизвестно, напоминают нам проблему синоптиков и апостола Иоанна Богослова, у которых евхаристические слова "сие есть Тело Мое" и соответственно "Плоть Моя" употреблены в том же значении. Едва ли поэтому можно понять Адамантия именно так.