Православная антропология
В теме телесности в аскетике, конечно, нет однозначности. Тело и плоть, во-первых, противостоят душе и противятся обладанию всем естеством; а во-вторых, помогают им овладеть. Тело и "друг" и "враг", как писал святитель Григорий Богослов:
"Плоть - мой враг и друг; приятная война... неукротимый зверь... Это ласковый враг и коварный друг" [93].
И это не эмоциональный возглас изнемогающего в труднейшей борьбе аскета, а резюме общего опыта, восходящего к Священному Писанию:
Гал.5:17: Ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся...
4.5.1. Противоположность плоти и духа
В духовной деятельности человека его тело и плоть действительно противостоят духу и уму, и это противостояние может отрицательно сказываться на духовной и умственной деятельности человека. Но это влияние не свойственно природе тела, а является следствием порочных страстей и привычек.
"Чем больше утучняешь свою плоть, тем более строгую уготовляешь темницу душе своей" [94] (Святитель Василий Великий)
"Покаемся в злых делах, которые совершили при содействии плоти" [95] (Святитель Климент Римский)
Душа порочная вовлекается в грех. Существо порока в том, что душа вместо добродетели влечется к пороку и любит плоть.
"Ненавидит душу плоть... ибо та мешает ей пользоваться наслаждениями... душа любит ненавидящую ее плоть и члены" [96].
"Тело не соглашается жить без удовлетворения нужд его, пока окружено тем, что служит к наслаждению и расслаблению. И ум не может удержать его от этого, пока оное тело не будет устранено от всего производящего расслабления" [97] (Преподобный Исаак Сирин)
Противоположность духовного и телесного, плотского понимала и русская философия.
"Плоть есть животность возбужденная, выходящая из своих пределов <...> плоть... сильна только слабостью духа..." [98] (В.С. Соловьев)
Здесь весьма уместно говорить именно о плоти, а не о теле. Тело сделалось в грехопадении плотью.
"Когда человек пал, душа расслабела, потеряла власть над собою, ниспала в плоть и слилась с нею, слилась до того, как бы и сознавать себя стала не иначе, как в плоти и через плоть" [99]. (Святитель Феофан Затворник)
Итак, тело (и плоть) противостоит духу в трех действиях:
- во-первых, естественные потребности тела забирают на себя много сил и времени человека. Если стремиться к максимально полному удовлетворению этих потребностей, то духовной деятельности почти ничего не достанется;
- во-вторых, тело и плоть содержат великое множество порочных привычек и навыков, которые не просто мешают душе, но активно унижают душу, вовлекая ее в пучину страстей;
- в-третьих, плоть препятствует духовному зрению, видению духов, созерцанию Божества. Плоть является для духа "завесой" (Евр.10:20).
4.5.2. Тело - орудие духа
Тело не только противник духа, но и его соратник. Священномученик Мефодий Патарский писал: