Православная антропология
Оба эти высказывания относятся к некоей общности, единству, в первом случае - кровному, во втором - к духовному. Такое единство - вещь очевидная, но душою в собственном смысле, конечно, не считается. Душа как тварная, духовная сущность может быть только у человека, а не у народа.
Впрочем, такое осмысление в Библии весьма редко встречается.
5.1.8. Душа Господня
Это значение можно отнести к метафорическим антропоцентризмам, так же, как и многочисленные предикаты, описывающие действия Божии терминами, трактующими человеческие поступки. Метафоры "душа Господня", "Моя душа" можно понимать, как выражение отношений между Господом и человеком, как оценочное отношение к человеку.
Ис.1:14: ...праздники ваши ненавидит душа Моя.
Притяжательное местоимение "Моя" с большой буквы указывает на принадлежность Господу Богу.
Иер.5:9: ...не отмстит ли душа Моя такому народу...;
6:8: Вразумись, Иерусалим, чтобы душа Моя не удалилась от тебя.
Подобное см. в Иер.9:9; 12:7; 14:19; 15:1; Мф.12:18.
Такое понимание души несубстанционально и не есть тварная сущность, но любовь Божия.
5.1.9. Душа Христова
В отличие от предыдущего этот смысл вполне конкретный. Христос есть совершенный человек и совершенный Бог и, согласно халкидонскому догмату, имеет душу человеческую, тварную сущность. Поэтому там, где речь идет о душе Богочеловека, Христа, душа - не метафора, а конкретное антропологическое понятие. Ему присущи те же значения, нами уже рассмотренные, что и "душе человека". Такие места (стихи) встречаются и в Ветхом Завете как пророчества, и в Новом Завете:
Ис.53:10: ...когда же душа Его принесет жертву умилостивления...
53:11: На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством.
Подобно же Ис.53:12; Мф.12:18; 20:28; 26:38; Мк.10:45; 14:34; Ин.12:27; 13:16; Ев.10:38.
Таким представляется понятие "душа" в Священном Писании: здесь не только основные, антропологические, значения, но и второстепенные, метафорические и переносные.
5.2. Определения понятия "душа"
Можно уверенно говорить, что святоотеческая антропология в основном и главном продолжает библейскую традицию. Однако учение о человеке становится более духовно-душевным, все основные узлы антропологии переносятся внутрь человека. Потому и учение о душе разрастается вширь и вглубь. Душе уделяется гораздо более внимания. Сама она понимается как сложное царство, как "град внутреннего человека".
Как же в целом понималась душа? Во-первых, как тварная сущность, субстанция со своими свойствами; во-вторых, как дыхание по своему происхождению; в-третьих, как сложное единство способностей, сил и даже частей.
5.2.1. Сущность души
Душа есть сущность тварная, в отличие от тела "вдунутая" дыханием Творца. Сущность души иного рода, чем все остальное. Во всем космосе творения нет другой такой сущности, как душа. Она уникальна.