Православная антропология

Быт.5:3: Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему, по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.

Интересно и само это место, и употребление глагола "родил". Чаще всего "родил" относится к мужу, хотя иногда и к матери. Но там, где муж "родил", жена - "зачала". Библейское сознание разделяло функции мужа и жены. Отголоски этого сознания мы уже встречали у Тертуллиана, преподобного Анастасия и др., где одухотворение семени - мужская функция, где дух семени исходит от мужской души. Оспаривать это с точки зрения современных научных знаний бессмысленно. Если мы не признаем того, что именно семя переносит новую жизнь, новую душу, то зачем доказывать: только ли мужское семя одушевленно, не одушевлено ли "женское" семя?

И еще вот в каком отношении важен этот стих в Священном Писании. Это уже третье (с первой главы) повествование о творении Богом человека, мужчины и женщины, еще одно "начало", как и два предыдущих, имеющих некое общее значение. Этот стих открывает родословие Адама и его сыновей, и потому то, что произошло с Адамом, имеет отношение ко всему его роду. Можно считать, что начиная с Адама все люди рождали своих детей по своему образу и подобию. А это как будто подтверждает гипотезу традуционизма.

Однако повторимся: эта гипотеза не получила широкой поддержки Церкви, хотя и не была категорически отвергнута, как гипотеза предсуществования. Последняя была анафематствована.

5.4.5. Гипотеза креацианизма

Эта гипотеза, ставшая православной системой учения о творении душ людей Самим Богом, считается общепризнанной. Ее поддерживает большинство отцов Церкви как на востоке, так и на западе.

"...Вы - люди, ставшие творением Бога, и от Него восприявшие душу" [92] (Климент Александрийский)

"Церковь, убеждаемая божественными словами ... говорит, что душа сотворена вместе с телом, причину создания имея не от семенного вещества, но [будучи] творением, [явившимся] по воле Создателя после того, как образовалось тело" [93] (Блаженный Феодорит Киррский)

"ДУША НЕ РОЖДЕНА (выделение мое. - А.Л.) и не имеет причины, по примеру Нерожденного и не Имеющего причины Бога Отца" [94] (Святитель Григорий Нисский)

"Человеческое тело, как и душа, суть художественные изделия Его человеколюбивого и благодетельного Промышления" [95] (Святитель Фотий Константинопольский)

"А души, будучи духовными телами, устроены Создателем и Творцом всего..." [96] (Священномученик Мефодий Патарский)

"Душа, содержа тело, с которым она вместе создана..." [97] (Святитель Григорий Нисский)

"Душа не рождается и не рождает, и не знает какого-либо отца, кроме Того, Кем сотворена" [98] (Святитель Иоанн Златоуст)

"Как каждый из нас получает свое тело чрез художество Божие, так получает (он) и свою душу", -