Православная антропология
5. Добротолюбие, Т.5. С.146.
6. Позов А. Основы древнецерковной антропологии, Т.1. С.14.
7. Христианская философия брака // Соловьев В. Смысл любви: Сб. С.87.
8. Именно на этом свойстве православной антропологии мы основываем убеждение в том, что из антропологии должны вырасти христианская психология, христианская психотерапия и даже христианская психиатрия.
9. Лосский В.Н. По образу и подобию. С.100.
10. Наглядной и бесплодной попыткой является построить некую нравственную или гуманистическую духовную психологию, оставляя за "духовностью" размытое и неопределенное и, главное, внерелигиозное, содержание. См. Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. С.69.
11. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. С.76.
12. Лосский В.Н. Очерки мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. С.125.
13. Такой подход объявляли многие школы в психологии, но все они исходили из природного или социального учения о личности.
14. Мунье Э. Манифест персонализма. С.503.
15. Это сознает и западная наука: "Научная ценность философской антропологии отвергается под тем предлогом, что в ней субъект и объект по видимости совпадают, что вызывает искажение семантического поля". Вальверде К. С.17.
16. Подлинность, конечно, относительная. Грех лишил человека подлинного знания о себе самом. Но в духе покаяния, созерцания и обожения человек обретает его вновь.
Часть II. Природа человека
Глава 3. Общие понятия о человеке
3.1. Человек или животное
В святоотеческом богословии можно встретить различные именования биологической природы человека: плоть, материя, телесность и даже животное. Человека в целом называть животным совсем не свойственно для православного богословия. Но вот его "животную" природу, то, что схоже у человека с животным, иногда называли так. Это более свойственно тем отцам, кто испытал на себе влияние греческой философии. В библейской антропологии мы этого не встретим. В Библии, правда, встречается нравственное обличение человека в грехе, который унижает человека, уподобляя его животным. Но эти метафорические сравнения носят явный морально-обличительный характер.