Православная антропология

12. Лосский В.Н. Очерки мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. С.125.

13. Такой подход объявляли многие школы в психологии, но все они исходили из природного или социального учения о личности.

14. Мунье Э. Манифест персонализма. С.503.

15. Это сознает и западная наука: "Научная ценность философской антропологии отвергается под тем предлогом, что в ней субъект и объект по видимости совпадают, что вызывает искажение семантического поля". Вальверде К. С.17.

16. Подлинность, конечно, относительная. Грех лишил человека подлинного знания о себе самом. Но в духе покаяния, созерцания и обожения человек обретает его вновь.

Часть II. Природа человека

Глава 3. Общие понятия о человеке

3.1. Человек или животное

В святоотеческом богословии можно встретить различные именования биологической природы человека: плоть, материя, телесность и даже животное. Человека в целом называть животным совсем не свойственно для православного богословия. Но вот его "животную" природу, то, что схоже у человека с животным, иногда называли так. Это более свойственно тем отцам, кто испытал на себе влияние греческой философии. В библейской антропологии мы этого не встретим. В Библии, правда, встречается нравственное обличение человека в грехе, который унижает человека, уподобляя его животным. Но эти метафорические сравнения носят явный морально-обличительный характер.

Иов.18:3: Зачем считаться нам за животных и быть униженными в собственных глазах ваших?

Пс.48:13: Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают.

Еккл.3:19: ...участь сынов человеческих и участь животных - участь одна...

2Пет.2:12:.. .как бессловесные животные...

Иуд.1:10: ...как бессловесные животные...

Встречается и другое сравнение - скот - как обличение человека грешного:

Пс.72:22: ...как скот был я пред Тобою.

Еккл.3:19: ... и нет у человека преимущества перед скотом; потому что все - суета!

Эти свидетельства Библии показывают, что человек может уподобляться животным. Это его поведение, его выбор, но не его природа. И вообще Библии не свойственно циничное унижение человека. Скорее можно встретить гневное обличение, переходящее в поношение, поругание человека, чем холодное презрение. Но обличение только за поведение, за грех, за жизнь, а не по природе.