Православная антропология

35. Епифанович С.Л. Там же. С.76.

36. Творения преподобного Максима Исповедника. Кн.1. С.167.

37. Андроник Трубачев, иеромонах. Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского. С.81.

38. e.h. (О церковной иерархии) 2.3.7 (М. 3.404В).

39. carm. (Стихотворения) 1.2.34.25 (М. 37.947А).

40. Мы не будем вдаваться сейчас в полемику о сущностном понятии духовного тела, о котором писал святитель Игнатий Брянчанинов, но понимаем под таким термином пространство одухотворенной душевно-телесной жизни. См.: Брянчанинов. Слово о смерти С.1-3,313-315.

Глава 4. Тело и плоть человека

4.1. Понятия "тело" и "плоть" в Священном Писании

Итак, мы говорим о биологической природе человека, о материальном составе. В библейской антропологии эта природа обозначена разными терминами, главных из них два - "тело" и "плоть". Встречаются символические определения: "земля", "персть", "прах", "пепел". Но они содержательно не отличаются от понятий "тело" и "плоть"; это поэтические метафоры, напоминающие человеку, из чего Господь сотворил его.

Различие в терминах "тело" и "плоть" не лежит на поверхности. Оно только тогда выражает смысл, когда применяется понятийно, а не символически. Поэтому не везде в Священном Писании можно идентифицировать их значение. И мы покажем только те случаи их использования, где различия характерны для библейской антропологии.

4.1.1. Понятие "тело" в Ветхом Завете

В Ветхозаветных книгах термин "тело" употребляется в привычном для нас значении. Во-первых, как нечто противоположное духовному естеству:

Иов.13:14: Для чего мне терзать тело мое зубами моими и душу мою полагать в руку мою? (Выделено мной. - А.Л.)

Во-вторых, как дом души:

Прем.9:15: ...ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум.

В-третьих, как собирательное понятие, которым обозначают совокупность членов, костей, тука (жира), плоти (мяса), крови и др.

Подобные употребления этого термина встречаются и в Новом Завете, например:

Мф.5:29: ...лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

Но новозаветная антропология вносит и нечто совершенно новое: "тело Христово" и "тело" как Церковь. Это новое употребление, конечно, начинается евангельским "сие есть Тело Мое" (Мф.26:26; Мк.14:22; Лк.22:19), но с наибольшей ясностью раскрывается в посланиях апостола Павла.

4.1.2. Понятие "тело" у апостола Павла

В его антропологии тело становится мистическим объектом человеческого бытия - либо "смертным" и "греховным", либо "чистым" и "духовным".

Рим.6:6: ...чтобы упразднено было тело греховное...