Православная антропология

Ветхозаветное отношение к телу человека, которое мы с трудом понимаем, было лишено дуализма (каким грешит философия). Для ветхозаветного сознания тело было полным и адекватным выразителем состояний души и духа. Если страдало тело, страдала душа. Если грешило тело, грешила душа. Если тело испачкано, запачкана и душа. Эта связь для иудейского сознания была настолько очевидна и однозначна, что иное отношение к телу, новозаветное, с трудом проникало в него. Отсюда понятны все ритуальные запреты, которыми наполнена книга Левит, ритуальные омовения, жертвы. Можно сказать, что вся ветхозаветная духовность и душевность телесны. Поэтому так важны омовения и чистота тела.

Когда пришел Христос, вся традиция была нарушена, нарушена по букве, ибо дух омовения и телесной чистоты был вознесен к своим духовным высотам. Об этом и говорит Христос иудеям. Например, когда Ему говорили об омовении рук (Мф.15:2), Христос перевел разговор на более значимые законы Моисея. Он говорил им о духе, они же видели тело. Для иудеев телесность была важнее духовности. Отсюда и непонимание Христа традиционалистами иудеями и фарисеями. Почему ученики Иисусовы не постятся? Почему они не моют рук? Почему Иисус прикасается к блуднице, позволяет ей целовать свои ноги и помазывать голову? Почему не наказал кровоточивую?

Потому что все Евангелие - о духе, который превыше тела и плоти. Христос разорвал прямую связь между телом и душой, между нечистотой тела и нечистотой души. Для иудея это было новым. Это мы увидим рассматривая понятие "плоть".

4.1.3. Понятие "плоть" в Ветхом Завете

Во-первых, понятие "плоть" означает ту часть тела человека, которая не есть кости, кровь, жир, волосы, кожа, т.е. относится к мышцам и внутренним органам.

Быт.2:23: И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей.

Иов.2:5: ...но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, - благословит ли он Тебя?

19:20: Кости мои прилипли к коже моей и плоти моей, и я остался только с кожею около зубов моих.

33:21: Плоть на нем пропадает, так что ее не видно, и показываются кости его, которых не было видно.

Плач.3:4: ...измождил плоть мою и кожу мою, сокрушил кости мои.

Иез.37:6: И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь.

Во-вторых, понятие "плоть" означает вообще телесность человека и в этом смысле является синонимом понятия "тело".

Иов.19:26: ...и я во плоти моей узрю Бога.

Сир.17:30: ...о злом будет помышлять плоть и кровь.