Православная антропология
В-пятых, плоть есть символическое именование греховности, материальности, противоположности духу, враждебности небесному, приверженности земле, законам естества, миру.
Быт.6:3: И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть.
6:12: И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле.
(Здесь "всякая плоть" означает только человека, но не всех животных, ибо только человек как свободное существо может произвольно изменить свою жизнь, судьбу - "извратить путь свой".)
Втор.10:16: Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны.
Иер.4:4: Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего, мужи Иуды и жители Иерусалима, чтобы гнев Мой не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших.
Обрезание, данное избранному народу как очистительное священное действие, преображающее мужчину в мистическом смысле, как видим, уже в ветхозаветном сознании имело духовный смысл. Обрезается крайняя плоть мужчины - это телесное действие, телесный знак. Знак принадлежности к богоизбранному народу, знак очищения. Но у этого действия, как говорили пророки, есть и широкий духовный смысл - очищение, преображение всего человека и даже сердца человеческого. Эту тему особенно развил апостол Павел.
4.1.4. Понятие "плоть" у апостола Павла
Святой апостол говорит о Таинстве Крещения, называя его "обрезанием нерукотворенным".
Кол.2:11: В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым.
Крещение есть, таким образом, обрезание греха, уничтожение греховного тела. Но не физическое уничтожение, а мистическое - "совлечение греховного тела плоти".
Понятие "тело плоти" встречается не только у апостола Павла. В Ветхом Завете есть это сложное понятие.
Сир.23:22: ...человек, блудодействующий в теле плоти своей.
Из этого сложного понятия можно вычленить два значения: "тело" как принадлежность общеродовой сущности - плоти и "плоть" как сущность тела. И это очень важно, так как именно такое понятийное сгущение позволяет выстроить, хотя бы отчасти, области определения двух понятий, что мы и сделаем далее.
В целом понятие "плоть" у апостола Павла такое же, как в ветхозаветной антропологии.
Плоть - противоположность духовной жизни, жизнь в угоду страстям естества.
Рим.8:4: Чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
8:5: Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном.
8:8: Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
8:9: Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
Гал.5:17: Ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.