Bl. Jerome of Stridont

Стих 8: Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. - Те, которые находят, что светильники их угасают, показывают, что они отчасти сияют; однако в них нет непрерывного933 света, ни непрестанных [добрых] дел. Итак, если кто-нибудь имеет девственную душу и любит скромность, то он не должен довольствоваться посредственностью, которая скоро иссякает и, - когда поднимется жар, - высыхает, но должен следовать совершенной добродетели, чтобы иметь свет вечный.

Стих 9: А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас. - Они отвечают так не вследствие скупости, а из боязни. Действительно, ведь, каждый получит награду по делам своим, и в день суда добродетели одних не могут превысить пороков других. И как во время вавилонского пленения Иеремия не мог помочь грешникам, и ему говорится: Не проси за этот народ934: так и тот день будет страшен, потому что каждый должен будет заботиться о себе самом.

Пойдите лучше к продающим и купите себе.- Это масло продается и покупается дорогой ценой и приобретается великим трудом, - под этим мы разумеем все милостыни, добродетели и советы учителей.

Стих 10: Когда же пошли они покупать, пришел жених. -Правда, как благоразумные они дают совет, что нельзя935 встречать жениха без масла для светильников; но так как время для покупки уже истекло и, - с приближением дня судного, - уже не осталось места для покаяния, - как говорит псалмопевец: Во гробе кто будет славить Тебя936 - то они вынуждены не новые дела совершать, а дать отчет в своих прежних делах.

И готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. — После дня судного не остается (или: не останется) средств к совершению добрых дел и к тому, чтобы оправдаться.

Стих 11: После приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. - Правда, превосходно исповедание их, обнаружившееся в обращении937 "Господь", а повторение его служит признаком веры. Но какая польза в том, что призываешь устами Того, Которого отрицаешь делами.

Стих 12: Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. - Знает Господь тех, которые принадлежат Ему, а кто не знает [Его], тот не будет познан938; не знает Господь делателей неправды; и хотя они девственны, и хотя в двояком отношении, т. е. и по чистоте тела и исповедованию истинной веры они могут быть прославлены939, однако так как они не имеют елея познания, то достаточным наказанием для них является то, что они неведомы Жениху.

Стих 13: 13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа. - Я всегда убеждаю благоразумного читателя, чтобы он не успокаивался на суеверных толкованиях и [на том] что с решительностью высказывается вследствие желания измышляющих их; но чтобы он понимал940 предыдущее, среднее и последующее и связно представлял себе все, что написано. Итак, из того, что Он говорит: Бодрствуйте, потому что вы не знаете ни дня, ни часа, объясняется все, что Он сказал, т. е. и о двух, которые были на поле, и о двух мелющих, и о домохозяине, который доверил рабу своему свое имущество, и о десяти девах, и что притчи эти предпосланы для того, чтобы, так как мы все не знаем дня судного, то заботливо приготовили себе свет добрых дел и чтобы судья не пришел, пока мы находимся в беспечном состоянии.

Стихи 14-15: Ибо [это произойдет подобо тому], как человек, отправляющийся в далекую страну, призвал рабов своих и передал им благосостояние свое. И одному дал пять талантов, а другому - два, а третьему - один, каждому по силам его, и вслед за тем отправился941. - Человек этот домохозяин есть, несомненно, Христос, Который по Воскресении, восходя к Отцу как Победитель, призвав апостолов Своих, передал им учение евангельское, не соображаясь с широтой или узостью в том отношении, чтобы дать одному больше, а другому меньше, но подавая соответственно силам получающего; таким же образом и апостол говорит, что не могущих принимать твердой пищи он поит942 молоком943. Поэтому, в конце концов, Он с одинаковой радостью принимает и того, который из пяти талантов сделал десять, и того, который два таланта обратил в четыре. Под пятью, двумя и одним талантом мы должны понимать или различные дары (gratias), которые даны каждому, или в первом случае все подвергнутые испытанию

чувства, во втором - разум и дела, в третьем - разум, которым люди отличаются от животных.

Стих 16: Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов. - Получив земные чувства он усвоил себе познание о небесном, познавая Творца через тварей, бестелесное - через телесное, невидимое - через видимое и вечное, - через кратковременное.

Стих 17: Точно также и получивший два таланта приобрел другие два. - И этот соответственно силам своим все, что ни изучил в законе, удвоил в Евангелии, т. е. (sive) познание и дела настоящей жизни понимал в значении образов будущего блаженства.

Стих 18: Получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. - Негодный раб вследствие земных дел и похоти века сего не радел о Заповедях Божиих и осквернил их, хотя у другого евангелиста написано, что он завязал его в куске полотна944, т. е. обессилил учение Домохозяина, проводя жизнь в неге и роскоши.

Стихи 19—20: По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. - Велико время между Вознесением Спасителя на небо и Его Вторым Пришествием. И если даже апостолы должны945дать отчет и946 воскреснуть под страхом за исход суда, то что же нам должно делать?