Православная аскеза - ключ к новому видению человека
Духовные беседы 18,10. Цит. изд. С. 162.
Св. Григорий Палама. Цит. соч. I.3,21. C. 23.
Преп. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. Сергиев Посад. 1917. С. 162.
Слово о чувственном и о духовном видении духов. // Еп. Игнатий Брянчанинов. Слово о смерти. М. 1991. С. 23.
С.С. Хоружий. К феноменологии аскезы. М. 1998.
Слово о молитве, гл.73. Цит. изд. С. 216.
Евагрий Монах. Наставления о деятельной жизни. Добротолюбие. Т. 1. С. 630.
С.С. Хоружий. К феноменологии аскезы. М. 1998.
См. статью, "Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности".
Евагрий Понтийский. Слово о молитве. Цит. изд. С.229. Заметим, что данный текст заодно отлично показывает существо "проблемы Евагрия" в православной аскетике. Здесь первая часть - явный оригенизм и неоплатонизм, но в то же время, ядро текста - глубокий и ценный образ, что вполне чужд неоплатонизму и привлечен нами именно для размежевания с ним.
Св. Макарий Великий. Наставления о христианской жизни. Добротолюбие. Т.1. С.274.
Психология врат как врата метапсихологии
Поясним цели и задания настоящего текста: ибо они не одноплановы. Наша непосредственная и конкретная цель заключалась в анализе феномена покаяния -одного из классических феноменов религиозной психологии, представленного, в первую очередь, в иудеохристианской традиции, но имеющего аналоги и в ряде других религиозных миров. В качестве эмпирического поля анализа мы избираем покаянную дисциплину в мистико-аскетической традиции Восточного христианства, т.е.
исихазме, предполагая также привлечение других традиций для сравнения и истолкования выводов. И, примечательным образом. такая конкретизация эмпирического горизонта вынуждает нас к постановке более общих и глубоких вопросов. Ибо в исихазме - не только в нем, но в нем с особой отчетливостью - покаяние не является обособленным, отдельно стоящим феноменом, но органически включено, интегрировано в некоторое неразрывное единство - в процесс